В залоговок можно было на самом деле вынести следующие слова: "Не хотите разочаровываться, не очаровывайтесь". Но по порядку.
Царицыно в Москве - это прекрасный дворцово-парковый ансамбль, с живописными прудами, плотинами, кленами-дубами, нарядными строениями-Большим дворцом, Хлебным домом и несколькими мостами.
Здесь в любое время года очень людно, потому что летом - фонтан, оранжевые утки-мандаринки у пруда, зимой украшения по всему парку, огни по всему дворцу, музыка Чайковского, горки... Красота.
Но Царицыно - это не только парк и пруды, это еще и музей и огромное выставочное пространство. Причем в музейные недели в Москве вход на все экспозиции бесплатный (по средам). Что там смотреть?
Нужно сказать о том, что значение Царицыно как дворцового комплекса екатерининских времен в некоторой степени кликбейт.
Вся история Царицыно - простая. Суть в том, что последовательно существовало два с плюсом проекта дворца, которые принадлежали двум прекрасным архитекторам Баженову и Казакову. Екатерина поручила возвести дворец Баженову "во вкусе готики", согласовала план, проект оказался долгостроем на 10 лет. Достроенный комплекс она забраковала, темные и узкие пространства, Баженова отправила в отпуск и отдала проект Казакову. Казаков все снес, заново построил почти до конца, но строил тоже долго, еще 10 лет, Екатерина не дожила, умерла.
Во дворце не было внутри ничего, никаких интерьеров, там никто не жил никогда, объект законсервировали. В какой-то момент там были дачи, огороды, сады, потом революция, коммуналки, война.
В итоге кровли разрушились, остались только стены покрытые травой и деревцами. Кто постарше, наверное, помнит, как выглядели постройки - руины.
Нужно отдать должное директорам Царицыно, тем из них, которые в итоге сумели удержать территорию, как самостоятельный объект, восстановить и суметь развить.
Как понимаю, вопрос стоял не только в том, в каком виде восстанавливать комплекс (это конечно не реконструкция, как вводят в заблуждение многих посетителей), как финансировать строительство, но и что с этим комплексом делать потом - чем его наполнять, как деньги зарабатывать, как посетителей удержать.
По существу своей привлекательной для посетителя истории у ансамбля нет, это не то, что сиди себе в Кусково на трехсотлетней хронике графов Шереметьевых и не напрягайся.
В 1984 году в Москве открывается Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, его первый директор - художник Илья Глазунов. Царицыно становится частью музея, вроде там даже что-то выставляют, но не выстреливает.
По факту с 1987 г по 2007 г. шло восстановление комплекса.
Сейчас можно сказать о том, что Царицыно - интереснейшее пространство.
1. Максимально использовали тему с двумя архитекторами, двумя проектами и двумя дворцами. В разных формах: на территории два стола с моделями, памятник с двумя архитекторами, и в детской и во взрослой экспозиции много уделено внимания этой теме.
2. Выделено пространство для детей. За это огромный респект организаторам. Отдельный детский музей - это понятная для детей подача, там можно и рисовать и пазлы складывать и что-то поднимать, опускать и в трубу смотреть, и с горки кататься, есть даже мультики. При этом учтено, что нужно и родителей как-то развлечь, поэтому уровнем повыше есть информация для взрослых. При этом на основную экспозицию с детьми можно даже не ходить, или быстро пройти, все есть в детском музее.
3. Использованы технологии типа живые картины, круто показана история Царицыно (выложу видео отдельно и ниже), даже сняли специальный фильм с участием Деревянко, Юлии Ауг, и фрагменты этого фильма везде использованы. Еще мне очень нравится, что для входа и общих пространств (кафе, гардероб, и прочее) использованы новые помещения под землей - это позволило сделать большую удобную входную зону, не занимая при этом выставочное место.
4. Видны усилия по формированию обучающего пространства. Есть отдельный видео лекторий, есть зал для чтения (книги лежат по искусству, истории), есть мониторы для использования ресурса Арзамас. Круто, однозначно. Здесь я даже фото сделала.
5. Выставочное пространство. На дату моего посещения была интересная выставка про стекло с экспонатами со всех крупных производств и выставка детской деревянной игрушки с интерактивными пространствами (дети пищали от восторга).
Стекло вот:
Прикольную движущуюся композицию из стекла еще выложу в видео отдельно и ниже.
6. Оранжереи - их всего 4 корпуса, 3 - действующие. Большое количество орхидей, фуксий, классная овощная грядка) кактусы! есть очень необычные растения.
Фотографии из Оранжерей Царицыно.
Резюмируя, Царицыно - это современное пространство в историческом ландшафте и при обилии декораций екатерининского времени. Не нужно ждать от этого пространства какой-то временной идентичности или серьезного музейного окружения. Тогда вы проведете время с огромным удовольствием.