Начало истории здесь
...На следующее утро Александр Александрович вызвал меня к себе в кабинет, чтобы обсудить форму новой внутренней отчётности. Я боялась, что он скажет мне что-нибудь неприятное после нашего вчерашнего разговора, но, казалось, что директор все забыл и что инцидент исчерпан.
- Соня, ты просто умница! Так быстро во всем разобралась, ухватила самую суть! - директор был в восторге от моих предложений по отчётности, - Да, давай именно вот так и сделаем.
Оставалось посмотреть последний отчёт. Внезапно Александру Александровичу позвонили на мобильный.
Директор поднял трубку.
- А, Мирко, привет! Как поживаешь? - судя по всему, звонил какой-то его друг, - Ты насчёт наших договорённостей по поводу кафаны в пятницу?
В процессе разговора Александр Александрович всё больше злился.
- Чёрт побери! - выругался он, положив трубку, - У нас же сдача отчётности в налоговую через две недели!
Нажав кнопку связи с секретарём он крикнул:
- Тамара! Позови сюда Людмилу Сергеевну! Быстро!
Когда Людмила Сергеевна вошла в кабинет, на ней лица не было. Её губы дрожали. Она едва сдерживалась, чтобы не разрыдаться.
Я пробормотала "Я зайду попозже" и хотела уже выскользнуть из кабинета, как директор кинул на меня сердитый взгляд и резко сказал:
- А ну-ка сядь! Я разве разрешал тебе уйти?
Я опустилась обратно в кресло.
Александр Александрович повернулся к моей начальнице.
- Так, Людмила Сергеевна, а вот теперь объясните мне, что происходит! Мне только что позвонил один мой друг из миграционной службы и сказал, что Вы пропустили подачу документов на продление рабочего ВНЖ на 1,5 месяца! Вы с ума сошли, что ли?
Людмила Сергеевна не выдержала и разрыдалась.
- Да, пропустила! Потому что было много работы. Я не думала, что... что такие проблемы возникнут. А сегодня к ним пришла, а у меня документы не приняли, отобрали паспорт и сказали, что посадят меня в тюрьму, Вы представляете!
- Прекрасно представляю! - ответил директор, - А чего Вы тянули и вовремя не пришли туда? Я что, не отпускал Вас в миграционную службу? Да это в 100 раз важнее любых отчётов! У меня самого, кстати, точно такая же ситуация была в Польше на прошлой работе. Тоже не подал документы вовремя. Так мне в итоге предложили на выбор: либо департация с запретом на въезд в страны шенгена на 5 лет, либо отсидеть 4 месяца в польской тюрьме. Ну, естественно я выбрал в тюрьме отсидеть, что ж делать... Чем от поездок в шенген отказываться на 5 лет, мне же по работе надо в командировки иногда туда мотаться...
- Что же мне теперь делать? - плакала Людмила Сергеевна, - Я же дочке деньги отправляю каждый месяц в Румынию, как я без зарплаты-то останусь...
- Так, Людмила Сергеевна... Успокойтесь, пожалуйста... Люда!!! А ну, успокойтесь, в конце-то концов!!! - Александр Александрович бросил ей через стол пачку бумажных салфеток, - Сейчас попробуем решить Вашу проблему.
Он придвинул к себе ближе телефон, стоящий на столе.
- Тамара, соедини меня с начальником миграционной службы.
В кабинете воцарилась тишина, которую через некоторое время разорвал телефонный звонок.
Директор снял трубку.
- Чао, Младан! Как твои дела? Слушай, у меня тут небольшая проблемка образовалась. Дело в том, что твои ребята забрали паспорт у моего финансового директора... Да, её Людмила зовут... Я понимаю, что сложно, но может ты сможешь как-то помочь? Да-да, я понимаю... Она больше так не будет делать... Да. Спасибо тебе большое, приятель! Я - твой должник! - директор что-то записал на листке бумаги, - Младан, ну о чём речь? Конечно же, я возьму твоего сына на работу! Да, без проблем! Увидимся, Младан! Ещё раз огромное спасибо тебе!
Александр Александрович положил трубку и протянул листок бумаги Людмиле Сергеевне:
- Вот номер телефона заместителя начальника миграционной службы. Поезжайте туда снова, прямо сейчас! Как приедете, позвоните по этому номеру. Только в само здание миграционной службы не заходите! Этот парень Вам паспорт с продленным видом на жительство вынесет, а Вы ему копию трудового договора и прочие бумаги отдадите, которые у Вас там сегодня не приняли. Понятно? А теперь живо бегите, пока Младан не передумал!
- Александр Александрович, Вы - просто святой человек! - Людмила Сергеевна вновь была готова расплакаться, на этот раз от счастья, - О, как я Вам благодарна!
И она практически бегом выскочила из кабинета.
К директору вернулось хорошее настроение.
- Кстати, Соня, - весело сказал он, когда за Людмилой Сергеевной закрылась дверь, - А ведь, насколько мне известно, ты оформила регистрацию в Белграде только 1 августа, а до этого почти полгода нарушала сербское законодательство, так ведь?
Это заявление прозвучало, как гром среди ясного неба. Я ведь сама ещё во время собеседования беспечно призналась директору, что пока не делала регистрацию в Белграде, так как особо никто её не проверяет и что она мне не была нужна, и пообещала, что к моменту трудоустройства у меня всё будет в порядке с документами. И я действительно сделала регистрацию накануне первого рабочего дня в "Мечеле". Но ведь легко можно было проверить, когда я приехала в Сербию и с какого числа у меня регистрация...
- На что это Вы намекаете, Александр Александрович? - спросила я, почувствовав, что страх начинает закрадываться мне в душу.
- Ни на что не намекаю, - рассмеялся директор, - Просто мне совсем не понравилось твоё вчерашнее выступление по поводу трудовой инспекции. Если уж ты так хочешь, чтобы все было по правилам, то мне тут пришла в голову отличная мысль: попросить начальника миграционной службы разобраться с твоими систематическими нарушениями миграционного законодательства. В конце концов, ведь это - моя прямая обязанность как работодателя проинформировать полицию о выявленном мной правонарушении. А нарушители должны быть наказаны по всей строгости закона. Это ведь справедливо, верно?
Я молчала, не в силах произнести ни слова.
После небольшой паузы директор продолжил:
- Кстати говоря, смотрел я копию твоего загранпаспорта в нашем отделе кадров. Там отсутствуют печати о пересечении сербской границы с марта по июнь этого года. А по закону выезжать из страны надо каждый месяц, если у тебя нет ВНЖ или ПМЖ.
Я похолодела. Неужели он и вправду решил мне отомстить за вчерашнее?
- Но Вы же не поступите так со мной, правда? - я всё ещё не могла поверить в реальность происходящего.
- Я пока ещё не решил, - усмехнулся директор.
...Через пару часов Людмила Сергеевна явилась довольная и счастливая, продемонстрировав всем свой паспорт с новеньким вклеенным туда видом на жительство.
- Коллеги! - провозгласила она, - Предлагаю на полчасика оторваться от работы и выпить кофе с шоколадками на кухне по случаю моего чудесного спасения! Александр Александрович, Вы же не возражаете?
- Людмила Сергеевна, я нисколько не возражаю. Более того, сейчас ещё и вина выпьем по этому поводу.
После этих слов секретарша Тамара принесла из директорского кабинета две бутылки черногорского вина "Вранац", а ребята-сербы притащили откуда-то ящик с бокалами.
...Я стояла у входа на кухню, прислонившись плечом к косяку двери. Передо мной на столе стоял бокал красного вина, к которому я даже не притронулась. Все коллеги радовались за Людмилу Сергеевну и поздравляли её с решением её проблемы. Людмила Сергеевна, в свою очередь, восхваляла нашего директора, а я не могла думать ни о чём, кроме как о своих проблемах с документами.
В какой-то момент я встретилась взглядом с Александром Александровичем.
- Соня, что за мрачный вид? - директор подошёл ко мне, весело улыбаясь, - Знаешь, у меня тут появились некоторые идеи, как автоматизировать сбор данных для отчётности, хотел обсудить это с тобой. Пойдём-ка в мой кабинет.
Мы шли по коридору в полном молчании.
- Ну, знаете ли, что! - наконец не выдержала я, - Вам не кажется, Александр Александрович, что это всё уже слишком? Какого чёрта Вы надо мной издеваетесь? Вы ведь просто пошутили о том, что собираетесь отправить меня в тюрьму из-за какой-то там дурацкой регистрации, правда?
Мы зашли в кабинет. Директор опустился в кресло и указал мне жестом присесть напротив, закуривая сигарету.
- Соня, я просто хочу чтобы ты была исполнительной и послушной сотрудницей, и чтобы у тебя не возникало желания указывать директору, как ему поступать. Если будешь хорошо себя вести, то ни в какую тюрьму я тебя отправлять не буду. Но если будешь продолжать в том же духе, что и вчера, то тогда придется позвонить Младану и наказать тебя за плохое поведение.
За окнами офиса уже почти стемнело, и на парковке зажглись фонари.
- Хорошие специалисты мне здесь нужны, а не за решёткой, - продолжал директор, - Ты думаешь, я из-за своей доброты душевной вытащил сегодня Людмилу Сергеевну из этой переделки? Вовсе нет! Ты сама прекрасно знаешь, что мы сдаём отчёт в налоговую через две недели, а без Люды нам его не сделать самим в такие сроки.
Директор взглянул на часы.
- Уже почти восемь. Мне надо ещё просмотреть несколько договоров.
Он встал, чтобы показать, что разговор окончен.
- Ты меня поняла, моя милая Соня? Либо ты работаешь и не жалуешься, выполняя все без исключения приказания своего директора, либо завтра же я звоню Младану и ты отправляешься в миграционную полицию, где отвечаешь по всей строгости закона за свои косяки с выездами и регистрацией. Какой вариант тебе больше нравится?
Мне не нравился ни один из предложенных вариантов. Вспомнились советы из разных книг и фильмов о том, что нельзя вестись на шантаж. К тому же, я не была до конца уверена в том, что не вовремя сделанная регистрация и отсутствие нескольких печатей о пересечении границы могут реально стоить мне в Сербии нескольких месяцев свободы. Всё же это не Польша, и таких жёстких перегибов быть не должно...
С другой стороны, а что, если и вправду можно за такое в тюрьму попасть и директор не блефует? Проверять это мне совершенно не хотелось. Тем более, в данном случае административный ресурс в лице начальника миграционной службы был явно на стороне Александра Александровича.
- Ну, так что же ты решила? - поинтересовался директор.
Выбора не было.
- Хорошо, я согласна.
Александр Александр довольно улыбнулся.
- Отлично, Соня! Я даже не сомневался, что ты примешь правильное решение. Жду от тебя сегодня вечером финальные документы, форму которых мы с тобой уже утвердили, а также предложения по отчёту по ценовой политике. За час-полтора успеешь все cделать? Пересылай по электронной почте, когда будет готово, и сразу же заходи потом ко мне. Обсудим.
Я молча кивнула и ушла доделывать работу...
...А потом было несколько месяцев настоящего ада... И ад этот продолжался до тех пор, пока мне не удалось доказать директору и всей нашей компании свою незаменимость на данной позиции. После этого отношение директора ко мне постепенно смягчилось и даже стало уважительным. Меня повысили в должности, дали больше полномочий и у меня появилось два помощника. Один из них, молодой парень по имени Марко, как раз и был сыном Младана, начальника миграционной службы, так что Александр Александрович слово своё сдержал.
*********
Если Вам понравился рассказ, и Вы хотите узнать больше о том, как я работала в Сербии, то Вы можете прочитать ещё одну статью, которая называется Подарок для няни