Джейн Бёрден (такова ее девичья фамилия) родилась в 1839 году в Оксфорде. Отец ее был конюхом. Неграмотная мать работала прислугой — примерно такое же будущее было уготовано и Джейн, которая сразила наповал прерафаэлитов не только своей необычной красотой, но и речью, изобилующей ошибками, и грубыми манерами.
1857-й год. Джейн с сестрой отправилась в театр. И там ее приметили художники Данте Габриэль Россетти
и Эдвард Бёрн-Джонс. Они с девушкой познакомились и уговорили ее позировать им.
Россетти написал с нее королеву Джинерву.
И художник Уильям Моррис, которого в театре вообще не было, — ее же написал.
Джинерва — супруга Короля Артура, изменившая ему с Ланселотом. Трудно отделаться от мысли, что друзья-художники сами запрограммировали и свои судьбы, и судьбу Джейн Бёрден.
В этот период Уильям Моррис влюбился в Джейн и они обручились.
Говорили, что когда Джейн позировала Моррису, он написал на оборотной стороне холста:"Я не могу нарисовать тебя, но я тебя люблю". Очень милый, романтический жест.
По всей видимости, с самого начала Джейн полюбила Росетти, но он уже был обручён с Элизабет Сиддал, красавицей, музой и художницей, но, на беду, тяжело больной туберкулезом.
Джейн и Вильям сначала жили в Красном доме (Бекслихеф, Кент), где у них родились две дочери Алиса (январь 1861) и Мэри (март 1862).
В течение последующего
го времени Джейн установила близкие отношения с Данте Габриэлем Россетти и, по-видимому, стала не только его музой, но и возлюбленной.
До замужества Джейн была крайне малообразованна. После обручения, Джейн Моррис начала брать частные уроки. Её острый ум позволил ей в сущности создать себя заново. Она много читала, выучила французский и итальянский языки и знала их в совершенстве, стала искусной пианисткой.
Позже она не испытывала трудностей, вращаясь в высшем английском обществе и, возможно, послужила прообразом миссис Хиггинс из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».
Позже, Джейн будет утверждать, что никогда не любила своего мужа. Возможно, её брак и не был следствием любви, но для необразованной девушки из бедной семьи это был единственный выбор.
Она снова начала позировать для Россетти в 1865, что послужило созданием серии шедевров знакомых нам всем, Россетти писал её до самой своей смерти.
Если бы не эти полотна, Джейн Бёрден Моррис могла бы быть нам совершенно не интересна. Она осталась бы тихой женой Вильяма Морриса.
- Но Россетти сотворил в этих картинах волшебство. Была ли причиной она? Или его мечты, возникшие от созерцания её лица? Мы никогда не узнаем.
Если посмотреть на фото Джейн, то сразу замечаешь, что Россетти значительно прибавил ей гламура. На всех его картинах она серьёзна и загадочна. Она кажется тихой и созерцательной. Женщина - тайна.
Пока Элизабет Сиддал была жива, две супружеские пары проводили много времени вместе, даже снимали в складчину дом.
В 1862 году в возрасте 32 лет ушла из жизни Элизабет Сиддал, жена Россетти.
В июле 1871 года Моррис привозит Джейн в Келмскотт Мейнор и уезжает в Исландию, оставив свою жену наедине с Россетти. Причина, видимо в том, что Уильям Моррис окончательно потерял надежду вернуть жену. Очень эмоциональный, темпераментный человек, горячо любивший супругу, он, тем не менее, осознавал, что не в силах ничего поделать в сложившейся ситуации. Но он допускал ее роман со своим близким другом, так как не
хотел видеть Джейн несчастной и, как убежденный социалист и идеалист, не считал ее своей собственностью, давая право самостоятельно делать выбор. При этом Моррис решил не выяснять отношения, а ретироваться. Он уезжает надолго в Исландию.
В 1872 году пошла волна анонимных жестоких нападок на работы Россетти. Он испытал нервное расстройство и даже предпринял попытку самоубийства. Еще два года художник жил в Келмскотт Мейнор, а Джейн оставалась рядом с ним.
С ухудшением душевного состояния Россетти увеличивается его зависимость от Джейн, он был одержим ею и посвятил ей
много полотен.
Среди самых известных его работ этого периода - «Дневные грезы» (1877).
В 1877 году у Россетти произошел очередной нервный срыв. Джейн решила окончательно порвать с ним. Она начала понимать, насколько расшатанным стал рассудок художника, постоянно ослабляемый алкоголем и наркотиками. Остаток жизни Россетти провел затворником. Однако дружеская переписка с Россетти продолжалась вплоть до самой его смерти в 1882 году.
В 1896 году Джейн похоронила мужа – Уильяма Морриса. Сама Джейн Моррис встретила ХХ век, насладилась славой, которая сопутствовала картинам многих прерафаэлитов и умерла 26 января 1914 года в Бате.
Вот такая история превращения Золушки в принцессу.
Жду ваших откликов и замечаний.❤😊