Последнее время мы часто слышим изо всех «утюгов» о небывалых урожаях в нашей стране и как жаждут зарубежные рынки наших продуктов. О том, что наше вынужденное (по ряду причин) участие в зерновой сделке с Украиной закончилось и у нас теперь очередь от желающих закупать в России продовольствие. И тут же новости о том, что российская компания "ЭПТ" и китайская государственная корпорация China Chengtong International, Ltd заключили 12-летний контракт на поставку в КНР 70 млн тонн зерна, плодов зернобобовых и масличных культур, на сумму около $25,7 млрд., Египет закупает около 800 тыс. тонн, а также о том, что Китай снял многолетний запрет на приобретение в России свинины и Вьетнам доверил нам экспортировать им свинину и пр.
Конечно, пробиться на китайский рынок это крайне позитивная новость, это прорыв и мощный стимул для отечественного хозяйства. Много лет пытались это сделать и наконец получилось. И прекращение действия зерновой сделки убирает, по сути, двух мощных игроков с сельскохозяйственного рынка. Безусловно это относится к Украине и к Китаю. Один из игроков – весомый экспортер, а другой «бездонный» импортер.
Вместе с тем, в АПК страны существуют весьма серьезные проблемы. Посмотрите внимательно таблицы ниже:
Для сравнения:
- производство говядины в России в 1990 г. — 4,3 млн т., а поголовье коров снизилось с 41,5 млн голов в 1991 г. до 7,9 млн. в 2019 г.
- производство птицы в России в 1989 г. — 1,8 млн. т., а поголовье птицы выросло с 457 млн в 1991 г до 545 млн в 2019 г.
- производство свинины в России в 1989 г. — 3,5 млн. т., количество свиней всех категорий в 2019 году составило 24 млн голов против 40 млн в конце 1980-х гг.
Мы только вышли на пиковые показатели советского периода и то, лишь по некоторым позициям. У нас лишь совсем недавно экспорт мясной продукции превысил импорт и таким образом, получается, что запланированный рост экспорта мяса будет за счет чего? Снижения внутреннего потребления или роста импорта? Планируется рост внутреннего производства и если да, то за счет каких инструментов государство планирует увеличить рост сельского хозяйства при такой ДКП, инфляции (кстати, во многом искусственной и импортируемой), проблемами с импортозамещением, отсутствии должных производственных мощностей и мощностей в хранении продовольствия, проблемами в семенном фонде и др. Не все так гладко, если вникнуть в детали. Также часто влксти задаются вопросами повышения экспорта от сырьевого до следующего уровня обработки. Не зерно, а муку, например поставлять.
Например, «тепличники» заявляют - падает рентабельность, особенно после снижения господдержки, изменение логистики, что сильно ударило по карману и вызвало дополнительные издержки.
Рентабельность в сельском хозяйстве всегда и везде невысокая, а сейчас тем более стала снижаться. Практически во всем растениеводстве рентабельность первого полугодия 2023 г. упала почти в 2 раза к АППГ (по свекле – 55%, зерновых, зернобобовых, масленичных культур - 41,8%, однолетних кормовых культур – 41% и т.д.).
Падение рентабельности приведет по цепочке и к банкротству большего, чем в обычных условиях количества субъектов, уходу с рынка, сокращению производства, соответственно, снижению предложения на рынке и как следствие – к росту цен. Затем ЦБ скажет – инфляция растет и поднимет еще выше ставку, а увеличение ставки в таких условиях лишь усугубит ситуацию. В итоге в весне 2024 года страна получит две волны повышение цен и широкое недовольство общества .
Еще одна проблема, на которую недавно обратил внимание даже Президент – необходимость увеличения показателя потребления рыбы населением, и даже по новым нормам, которые выросли на 5,4 кг до 28 кг в год на человека. Рыба в России всегда была недешевой, но в связи с затяжным падением уровня жизни с 2015 г. потребление рыбы на душу населения варьируется в России в пределах 20-23 кг.
В связи с этим Правительство должно разработать и утвердить план мероприятий по увеличению внутреннего потребления российской рыбной продукции до 2030 года. Хотя, еще полгода назад Минсельхоз из-за трудностей в достижении данного показателя предложил отказаться от цели даже в 25 кг в год на человека. На это влияют множество факторов, и падение покупательской способности, и рост цен на рыбу (разделанный лосось дороже баранины, рыбное филе дороже свинины и т.д.), проблемы с рыболовецким флотом, двигателями, ценообразованием, инфраструктурой, топливом, и естественно кредитами.
Если посмотреть на данные Росстата, то окажется, что в зависимости от уровня доходов - потребление рыбы на человека составляет от 30,4 до 13,8 кг. в год. Это наиболее красноречиво говорит о недоступности рыбных продуктов для населения и с 13,8 поднять уровень потребления до требуемого Президентом уровня крайне сложно.
Так что вопрос не только в недоступности кредитов, хотя он действительно фундаментальный. И если Правительство в лице Минсельхоза старается выполнить задачу, то без реальной помощи банковской среды - КПД усилий весьма незначительный.
Минсельхоз на 5 октября 2023 г. направил фермам около 80% федеральных субсидий. По сравнению с предыдущими годами, когда доведение осуществлялось в декабре, сейчас это происходит вполне равномерно. Будем надеяться, что в ближайшей перспективе это будет осуществляться по опережающему графику, особенно с учетом специфики отрасли.
Однако в 38 субъектах РФ доля перечисленных средств ниже этого среднего уровня, в 2-х регионах — она и вовсе менее 50%.
Самые проблемные направления поддержки:
- обеспечение комплексного развития сельских территорий (65,85);
- мероприятия по созданию условий для получения аккредитации ветеринарными лабораториями субъектов РФ (50%);
- стимулирование производства масличных культур (34%);
- межевание земельных участков кадастровых работ (8%).
В итоге, есть положительные подвижки, но воз и ныне там - идёшь в магазин а продукты только дорожают...Земли простаивают, семенной фонд слабый и т.д. Будем надеяться, что это действительно наименее важные из имеющихся задач.