Найти в Дзене
Антон Зубов

№ 77.Код1.11.«Контркультура».

Это новая тема в кодификаторе ЕГЭ-24 по обществознанию, опубликованном на сайте ФИПИ. Но вспомним сначала термины, которые нужно знать. Понятие «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало культивирование земли и только к XVIII веку оно приобрело нынешний смысл. Вы найдете его определение в вашем учебнике (стр.12 в учебнике Котовой, Лисковой) . Самое простое и точное – культура это всё, что создано человеческим трудом. Различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую, и две её разновидности­: субкультуру и контркультуру. О последних поговорим сегодня. Субкультура — часть общей культуры, система ценностей определенной группы (молодёжная культура, профессиональная, этническая и пр.). «Господствующая культура определяет магистральное развитие, а субкультура отражает своеобразие образа жизни, символов и ценностей, мировосприятия, стандартов поведения конкретных социальных групп» (из учебника Котовой, Лисковой).Чаще всего в любой субкультуре реализуется потребность

Это новая тема в кодификаторе ЕГЭ-24 по обществознанию, опубликованном на сайте ФИПИ. Но вспомним сначала термины, которые нужно знать. Понятие «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало культивирование земли и только к XVIII веку оно приобрело нынешний смысл. Вы найдете его определение в вашем учебнике (стр.12 в учебнике Котовой, Лисковой) . Самое простое и точное – культура это всё, что создано человеческим трудом. Различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую, и две её разновидности­: субкультуру и контркультуру. О последних поговорим сегодня.

из общедоступных источников
из общедоступных источников

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей определенной группы (молодёжная культура, профессиональная, этническая и пр.). «Господствующая культура определяет магистральное развитие, а субкультура отражает своеобразие образа жизни, символов и ценностей, мировосприятия, стандартов поведения конкретных социальных групп» (из учебника Котовой, Лисковой).Чаще всего в любой субкультуре реализуется потребность ее приверженцев в самовыражении(субкультура тинэйджеров). Субкультураэто не отрицание культуры, принятой большинством, а некоторое отклонение от нее (субкультура тинэйджеров выделилась из субкультуры детства). Отличие субкультуры от доминирующей культуры: собственная система ценностей, особый язык, одежда, манеры, особенности восприятия мира и его художественного отражения.
Примеры современных
молодёжных субкультур: хип-хоп культура или «уличная» культура, рэперы, готы, эмо, кибер-готы, анимешники, косплейщики, скейтеры, экстремалы, руферы, диггеры, сталкеры, паркур, футбольные фанаты и пр. … несть им числа…
Признаки субкультур
: нет официального статуса, слабость внутренней структуры, сложно выделить лидера, нет программы деятельности, альтернативны государственным структурам и пр.

Вот здесь вы можете посмотреть ролик о 10 субкультурах, который сильно облегчил мою работу:https://www.youtube.com/watch?v=k238YMFHE4M&t=2s

Контркультура.

Понятие контркультура ввел американский социолог Теодор Роззак для обозначения новых течений в искусстве, противопоставляющих себя традиционной культуре в условиях появления новых технологий. Основоположником идеологии контркультуры считают немецкого философа Герберта Маркузе, который описал ее в работе «Одномерный человек». Вначале она проявилась в разных формах молодежного протеста.

Учебник Котовой, Лисковой посвящает контркультуре один абзац, в котором авторы отмечают, что  культурологи рассматривают это понятие в двух значениях: как "социокультурные системы, противостоящие господствующей культуре, стремящиеся вытеснить ее" и как "ценностные  системы асоциальных групп общества".
Учебник Котовой, Лисковой посвящает контркультуре один абзац, в котором авторы отмечают, что культурологи рассматривают это понятие в двух значениях: как "социокультурные системы, противостоящие господствующей культуре, стремящиеся вытеснить ее" и как "ценностные системы асоциальных групп общества".

Задача моей статьи - немного расширить представление выпускников об этом сложном явлении.

Среди культурологов нет единства в понимании соотношения  контркультуры и  субкультуры. Одни утверждают, что контркультура - это тип субкультуры, потому что любая группа идентифицирует себя отличной от основной культуры.  Другие не отождествляют эти понятия, считая, что контркультура может включать разные группы, а в субкультуры входят конкретные социальные группы.
Среди культурологов нет единства в понимании соотношения контркультуры и субкультуры. Одни утверждают, что контркультура - это тип субкультуры, потому что любая группа идентифицирует себя отличной от основной культуры. Другие не отождествляют эти понятия, считая, что контркультура может включать разные группы, а в субкультуры входят конкретные социальные группы.

Контркультура противостоит господствующим в обществе ценностями, в ее основе т.н. нонконформизм - нежелание принимать чужие взгляды и убеждения, причем нонконформизм ярко выраженный. Цель контркультуры глобальная, ни больше ни меньше, как изменить мир и свою жизнь, уничтожить устаревшие социальные нормы и утвердить свои альтернативные идеи(битники, хиппи, панки, левые радикалы, андеграунд и пр.). Для контркультуры характерны: индивидуализм, протест в форме различных акций, пикетов, маршей и пр.) и т.н. коммунальное сознание - создание альтернативных форм жизни, таких как общежития, свободная любовь, совместное владение имуществом и пр.
История контркультуры началась после Второй мировой войны в США с появления движения битников, которое родилось среди парней, вернувшихся с войны. Слово «битник» на сленге джазовых музыкантов 1940-х годов означало "нищету и отчаяние". Один журналист - Герб Каэн добавил к слову «beat», русский суффикс «-ник» из названия советского «Спутника-1», запущенного в 1957 году, о котором знал весь потрясенный этим запуском мир.

Бит-поколение представляло собой горючую смесь из писателей-экзистенциалистов, безнравственных личностей, романтиков, всяких аполитичных людей и представителей богемы.
Бит-поколение представляло собой горючую смесь из писателей-экзистенциалистов, безнравственных личностей, романтиков, всяких аполитичных людей и представителей богемы.

В конце 1950-х начинается движение за гражданские права чернокожих. Хотя рабство в США было отменено в 1865 году, сегрегация, т.е ограничение прав чернокожих, была отменена только в 1964г. Несмотря на это на бытовом уровне сегрегация сохранялась.

Табличка над краном - "только для цветных"
Табличка над краном - "только для цветных"
Раздельные места в автобусах
Раздельные места в автобусах

Началось все с того, что чернокожая Роза Паркс 1 декабря 1955г. отказалась уступить сидячее место в автобусе белому пассажиру.Общественная реакция на ее арест привела к бойкоту автобусов, который перерос движение за за гражданские права чернокожих. Роза Паркс и лидер бойкота Мартин Лютер Кинг стали известнейшими людьми во всем мире как борцы за права человека.

Мартин Лютер Кинг и Роза Паркс  - лидеры движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг убит 1968 году,Роза Паркс умерла в 2005.
Мартин Лютер Кинг и Роза Паркс - лидеры движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг убит 1968 году,Роза Паркс умерла в 2005.

Суть движения состояла в том, чтобы бороться за права чернокожих граждан путём гражданского неповиновения без применения насилия.

"Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу» — мирная акция протеста, состоявшаяся в Вашингтоне 28 августа 1963 года. От 200 тысяч до 300 тысяч человек прошли маршем к мемориалу Линкольну, где Мартин Лютер Кинг произнёс речь, получившую название «У меня есть мечта». Около 80 % участников марша были афроамериканцами и 20 % — белыми и представителями других рас.https://ru.wikipedia.org/wiki/Марш_на_Вашингтон
"Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу» — мирная акция протеста, состоявшаяся в Вашингтоне 28 августа 1963 года. От 200 тысяч до 300 тысяч человек прошли маршем к мемориалу Линкольну, где Мартин Лютер Кинг произнёс речь, получившую название «У меня есть мечта». Около 80 % участников марша были афроамериканцами и 20 % — белыми и представителями других рас.https://ru.wikipedia.org/wiki/Марш_на_Вашингтон

После марша в США законодательно запретили сегрегацию и приняли "Закон об избирательных правах", который дал , наконец, (1965г.!) равные избирательные права афроамериканцам.

В 1960-е годы распространяется движение хиппи. Молодежь, зачастую из зажиточных буржуазных слоев, уходила от богатых папаш, презирая их потребительский образ жизни. Они выступали за мир, против Вьетнамской войны, свободу, любовь, толерантность и экологию. Контркультура хиппи оказала значительное влияние на молодежь и культуру во всем мире. Здесь - о них: https://www.youtube.com/watch?v=Rykpv5uzUZA&t=82s


Примеры музыкальных контркультур: хип-хоп,рок-н-ролл, панк-рок , регги и пр. Как-то это прошло мимо меня, может, найдется знаток, который расскажет подробности.

Признаки контркультуры: собственные нормы и ценности, противоречащие традиционным, нонконформизм , но высокий уровень конформизма внутри контркультуры, особые манеры поведения и особый стиль жизни, свобода самовыражения и пр.

Заключая, можно сказать, что контркультура появляется там, где традиционная культура перестает соответствовать динамичной социальной реальности. Поэтому носители контркультуры появляются прежде всего в молодежной среде.

Благодарю за лайк)))