Найти в Дзене
О Главном

«Один пояс, один путь». Путин и Си сверили часы.

Оглавление

В Китае начался форум инициативы «Один пояс, один путь». Это крупный геополитический и логистический проект, который длится уже 10 лет.

Китаю он необходим для поддержания больших темпов роста и дальнейшего развития вне своей территории. Строительство инфраструктуры даст работу китайским компаниям и увеличит экспорт китайских товаров. Со временем к проекту, помимо Центральной Азии, стали присоединяться, страны Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки.

Как сказал генсек ШОС Чжан Мин:

«На сегодня инициатива привлекла почти 1 триллион долларов США инвестиций и сформировала более 3 тысяч объектов сотрудничества. Создано 420 тысяч рабочих мест в странах вдоль маршрута, из нищеты вырвалось почти 40 миллионов человек»

Не все согласны с этой инициативой. Почему?

Критика в первую очередь идет из США, они считают что проект ведет к распространению китайского влияния на страны принявшее в нем участие. Но это не удивительно со стороны США, главного геополитического и экономического соперника, как они считают. Но так же есть не согласные даже в странах БРИКС, такие как Бразилия и Индия. В адрес Пекина посыпались обвинения, что китайский бизнес фактически забирает всю прибыль с проекта для себя, что он не соблюдает экологические нормы.

«Условно говоря, заключается соглашение о строительстве железной дороги. Китай соглашается выдать на это кредит, но при условии, что строить ее будут китайские рабочие из материалов, закупленных у Китая по китайской технологии. Кормить китайских рабочих будут китайской едой, которую будут привозить китайские грузовики. Все производственные цепочки должны быть замкнуты на Китае. То есть развития страны, в которой это дорога строится, не происходит. Она не получает рабочие места, по этой дороге из Китая в эту страну потом приходят китайские товары, которые вытесняют все остальные, включая и местные, с рынка. Получается, что дорога построена даже в убыток», — отмечает и. о. научного руководителя Института Китая и современной Азии Александр Лукин.

В любом случае такого рода проекты становятся драйвером развития

-2
«Во-первых, нужно понимать, что это все равно довольно выгодно для бедных развивающихся стран. Да, они сами почти не участвуют в строительстве новой инфраструктуры. Но они своими силами её бы и не построили. И такие строительства открывают для бедных стран массу преимуществ» — отмечает руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Карнеев.

Нужен ли проект России?

Россия долгое время особо не глубоко участвовала в проекте.

«Фактически, она ограничивалась участием Банка инфраструктурных инвестиций, аффилированного с инициативой “Один пояс, один путь”, в транспортировке нашего газа в Китай, — отмечает Андрей Карнеев. — А проект высокоскоростной магистрали Москва — Казань так и не был запущен. Мы сделали ее сами, без Китая».

Однако у неучастия России есть причины, говорит эксперт. Например, с той же Москвой — Казанью наше правительство в итоге пришло к выводу, что овчинка выделки не стоит. Дело в том, что даже в самом Китае высокоскоростные магистрали практически не окупаются за исключением нескольких самых популярных веток. Т. е. не всегда рентабельно. Кроме того, мы могли построить дорогу и своими силами, что в итоге и произошло, — отмечает эксперт.

«Мы крупная держава, которая имеет свои мощности и возможности. Китайцы жестко отстаивают свои интересы, мы жестко отстаиваем свои интересы. Торг может идти долго. Вот сейчас, например, идут тяжелые вязкие переговоры по строительству “Силы Сибири-2”. Так что это нормальный процесс. Мы будем участвовать в тех проектах, в которых нам выгодно» - говорит Карнеев.

-3

Хочется отметить, что в целом отношения с Китаем продолжают развиваться. Товарооборот растет, а значит, потребность в логистике и инфраструктуре будет расти. Так что участие, в той или иной степени, России будет , можно не сомневаться.

Если понравилась статья, прошу подписываться.

Всё, готовьтесь! Мощные ракетные удары ожидают Украину, после ударов по штабу МО в городе Севастополе.
РУССКИЕ ИДУТ28 сентября 2023