Найти в Дзене
Прикосновения

«Режиссер Рошаль меня предал». Татьяна Конюхова о своем «трагическом» курсе во ВГИКе и великих современниках, часть 1

12 ноября народной артистке России Татьяне Конюховой исполняется 92 года У Татьяны Георгиевны есть такая «фишка». Она уже давно не называет свой возраст – «87» или «90», а говорит «13», «10», имея в виду – сколько ей осталось до 100-летия. То есть 12 ноября 2023 года (по ее летоисчислению) ей – 8. Очень надеюсь, что через восемь лет мы с ней выпьем по глоточку виски «Белая лошадь», который она мне подарила давным-давно, – он стоит у меня дома именно для этого случая. А пока – с днем рождения! Главное – здоровья. Предлагаю самые яркие фрагменты наших разговоров с Татьяной Конюховой за последние 15 лет. Фотографии из личного архива актрисы. ПАПА НАЗЫВАЛ МЕНЯ «МОЙ ПАГАНИНИ!» - Татьяна Георгиевна, вы родились в Ташкенте, куда вашего отца направили на работу в ЦК компартии Узбекистана. За что его потом арестовали? - В 1934-ом году один его коллега, гаденыш, написал на него донос: якобы отец скрыл от партии происхождение деда, то есть партию обманул. Хотя никакого обмана не было, дед был сел

12 ноября народной артистке России Татьяне Конюховой исполняется 92 года

Т. Конюхова
Т. Конюхова

У Татьяны Георгиевны есть такая «фишка». Она уже давно не называет свой возраст – «87» или «90», а говорит «13», «10», имея в виду – сколько ей осталось до 100-летия. То есть 12 ноября 2023 года (по ее летоисчислению) ей – 8. Очень надеюсь, что через восемь лет мы с ней выпьем по глоточку виски «Белая лошадь», который она мне подарила давным-давно, – он стоит у меня дома именно для этого случая.

А пока – с днем рождения! Главное – здоровья.

-2
-3

Предлагаю самые яркие фрагменты наших разговоров с Татьяной Конюховой за последние 15 лет. Фотографии из личного архива актрисы.

ПАПА НАЗЫВАЛ МЕНЯ «МОЙ ПАГАНИНИ!»

- Татьяна Георгиевна, вы родились в Ташкенте, куда вашего отца направили на работу в ЦК компартии Узбекистана. За что его потом арестовали?

- В 1934-ом году один его коллега, гаденыш, написал на него донос: якобы отец скрыл от партии происхождение деда, то есть партию обманул. Хотя никакого обмана не было, дед был сельский житель, агроном высшей пробы. А тот написал, что он был чуть ли не управляющий имением. По этому лживому доносу папу заграбастали. Пока разобрались, три года он отсидел. Там на нервной почве у него открылась мокрая экзема – от макушки дол пят. Мама его выхаживала до 1942 года и практически вылечила. А в 1942 году отец ушел на фронт. Я даже подозреваю, что он сам ушел – добровольцем. Для него слишком было тяжело носить в себе то, что он узнал в застенках.

Родители - Георгий Степанович и Наталья Денисовна, Каттакурган, 1942 год
Родители - Георгий Степанович и Наталья Денисовна, Каттакурган, 1942 год

- Отец рассказывал о том, что пережил и узнал?

- Нет. Когда его выпустили из тюрьмы, папа стал ужасным антисталинистом. Иногда мог бросить какую-нибудь резкую фразу, но никаких споров на эту тему не поддерживал. Чаще молчал. А мы с мамой были сталинистки. «За дедушку Сталина!» А чего ж нам было на советскую власть обижаться?! Я училась в школе, мы ездили, куда хотели – в пионерские лагеря, были праздники, пионерские костры, песни… Все было хорошо! Никто нас не насиловал, не растлевал. Я получила при Советской власти все, что только может получить молодой человек. Состоялась как актриса. Так что плевать в колодец, из которого я пила воду, я не хочу. По отношению к нашей семье никаких репрессий не было. Папу реабилитировали сразу.

- Когда Сталин умер, вы плакали?

- А вся страна рыдала, между прочим. Вся! Вы не видели, а я видела, как вся Москва хлынула к Колонному залу. Все улицы были перекрыты грузовиками, потому что люди толпами шли туда попрощаться. А сколько поездов ехало в Москву битком набитых....

Что вы! А сколько народу на Трубной погибло в этот день?! Как раз ударил мороз, и организаторы не рассчитали, что будет скользко, а идти под горку. Наша колонна пошла сразу из ВГИКа по проспекту Мира, повернули на Трубную, и мы видели, как толпа шла напролом, люди стали падать, скользить и их давили на наших глазах. Причем были сумерки, темно… Ой, ужас какой-то. И мы с подружкой оказались в этой толпе как в водовороте. Хорошо, какой-то дядька нас буквально схватил за загривок и вытащил. Иначе раздавили бы как лягушек! Потом говорили, что там погибло несколько тысяч.

Справа налево - двоюродная сестренка Ниночка, Таня, рано ушедший из жизни родной брат Игорь и соседка Ляля. Ташкент, 1934 год
Справа налево - двоюродная сестренка Ниночка, Таня, рано ушедший из жизни родной брат Игорь и соседка Ляля. Ташкент, 1934 год

МАМА ГОВОРИЛА: «УЧИСЬ. А ТО БУДЕШЬ КАК Я – РАБЫНЯ»

- Артисткой мечтали стать с детства?

- Конечно. Сколько себя помню, я пела, танцевала на столе. Бабушку усаживала как зрителя. Ну как дети дурачатся… С пяти лет уже «заболела» кино. Ходила на «Цирк», «Веселых ребят», «Трактористов»… И все, что видела на экране, я повторяла как мартышка. Все музыкальные номера из «Цирка» знала наизусть и легко могла воспроизвести. Как и любую сложную мелодию симфоническую – с лету. Помню, папа даже меня называл за это «ты мой Паганини».

При этом я была большой проказницей и дружила только с мальчишками. Мы удирали из дому и носились по глинобитным крышам окрестных домиков. За это меня мама беспощадно лупила. Я по гороскопу Коза, так что драла меня мама, как сидорову козу за мои проказы. Но видно уже тогда внутри меня сидел какой-то ген любви к искусству. «Танька-артистка» меня мальчишки дразнили во дворе, дергали меня за волосы или могли тарарахнуть портфелем по башке. И я дралась с ним не на жизнь, а насмерть. Ходила вся в синяках…

- А за что дразнили «артисткой»?

- Потому что я всегда выступала. Делала всякие акробатические этюды – причем, сама все придумывала. Но дергали они меня еще потому, что нравилась я им, как я теперь понимаю. Выражали они свою симпатию вот так своеобразно.

Таня Конюхова со своими одноклассниками. Ташкент, конец 1930-х
Таня Конюхова со своими одноклассниками. Ташкент, конец 1930-х

- У ваших родителей творческие способности были?
- Мамочка была домохозяйкой, но обладала голосом удивительной силы и красоты. Когда она пела дома, люди, проходившие по улице, останавливались под окнами и слушали. Во время войны ее даже приглашали в Киевский оперный театр. Но как она могла сорваться с места? На ней был дом, двое детей - я и моя сестра Роксана, отец воевал. Папа тоже был человеком музыкально одаренным - прекрасно играл на гитаре и очень любил аккомпанировать маме. Даже странно, что такие творческие родители не поняли меня, когда я заявила им о своем желании поступать в театральный институт.

- Но почему?

- Мама не верила в меня. Ведь кинозвезды того времени - ее любимые актрисы Целиковская, Орлова, Тамара Макарова и Марина Ладынина - все как на подбор красавицы, а меня мама таковой не считала. Это Люсю Гурченко… Как она в своей книге написала, мама называла: «ты моя ягодка», «клюковка», «богинька»… Отец и мать пестовали в ней вот это вот честолюбие, тщеславие. «Ты самая лучшая! Ты будешь народной артисткой!»

А моя мама не сказала мягко и нежно: «Куда ты, деточка?», а, намотав на кулак мои роскошные косы, подтащила меня к зеркалу: «Посмотри на себя! И куда же ты в калашный ряд?» Это было сделано очень круто, как теперь говорят. Ну не верила! Хотя видела, что я постоянно на сцене, пою, танцую. Говорила: «Лучше ты учись! А то будешь, как и я – рабыня!»

- Но вас это не остановило.

- Отец скептически посмотрел и сказал: «Поезжай, доча. Не примут, вернешься, пристроим тебя куда-нибудь». А я сама себе сказала: нет, поеду и все! Плевала я на вас, скептиков.

- Страшно было?

- Не-а. Я вообще ничего не боялась. Не то, что я бесстрашная – просто у меня заниженный потолок страха. Знаете, могу и в драку влезть, не задумываясь. Кстати, бывало, даже свору русских борзых разнимала. Как-то налетели на моего пуделя Артошку, так я ринулась в самую гущу. И ничего!

Между прочим, во ВГИК я поступила с первого раза! Несмотря на то, что в тот год был конкурс 800 человек на место. Это был 1949 год.

Т. Конюхова. Начало 1950-х
Т. Конюхова. Начало 1950-х

«Я ВИДЕЛА КАК МОЖЕТ ПРОТУХНУТЬ СЛАВА»

- Юной студенткой вы снялись в картине нашего великого сказочника Александра Роу «Майская ночь, или Утопленница» и мгновенно стали знаменитой. Помните свои ощущения от дебюта?
- Я тогда впервые оказалась на съемочной площадке, да еще в окружении таких великих мастеров, как Хвыля, Цесарская, Милляр. Ведьму играла потрясающей красоты актриса Григорьева, Панночку – актриса Малого театра Лилечка Юдина. Помню, поначалу меня охватила эйфория: студентка младшего курса первый раз снялась в кино и сразу же - в главной роли!

В фильме «Майская ночь, или Утопленница», 1952 год
В фильме «Майская ночь, или Утопленница», 1952 год
На съемках фильма "Доброе утро". Нальчик, 1954 год
На съемках фильма "Доброе утро". Нальчик, 1954 год

- То есть слава обрушилась сразу?

- Именно это слово подходит – «обрушилась»… На меня весь ВГИК бегал смотреть: «она снималась в кино». А как вы хотите? Фильмов тогда снималось 8 штук в год. Даже популярные актеры сидели без работы. Несмотря на невероятный фурор после «Молодой гвардии», из всей этой талантливой плеяды один только Сергей Гурзо снимался. Даже Нонна Мордюкова с Инной Макаровой сидели без дела. Успех «Майской ночи» был грандиозный. Но лично я была этой своей работой крайне недовольна. Даже из-за этого чуть не ушла из ВГИКа.

- ?!

- Понимаете, это потом я множество даже зарубежных фильмов озвучивала, включая главную героиню знаменитого «Фантомаса» с Луи де Фюнесом. Я же музыкальный человек – это мне тьфу! А во время озвучания «Майской ночи» я по неопытности не могла попасть в собственную артикуляцию на экране. И это было трагедией моей – меня ведь озвучивала другая актриса. Тогда я пошла к ректору и попросила оставить меня на второй год.

Так я попала на курс гениальных совершенно педагогов - Ольги Ивановны Пыжовой и Бориса Ефимовича Бибикова (воспитавших, между прочим, Нонну Мордюкову, Сергея Гурзо, Вячеслава Тихонова, Катю Савинову), где вместе со мной учились Майя Булгакова, Изольда Извицкая, Руфина Нифонтова, Юрий Белов, Валентина Владимирова. Я туда пришла в один день с Наденькой Румянцевой - ее за самовольство изгнали из ГИТИСа.

- ВГИК вы заканчивали уже настоящей звездой экрана – сыграли сразу четыре главные роли. Как зрители выражали вам свою любовь?
- По-разному. Почтальоны каждый день приносили мне полные сумки писем, в которых были и просьбы, и любовные признания. Писали почти по Чехову: «Москва, Соне Орловой из фильма «Разные судьбы». Присылали письма из мест заключения: мол, скоро выйду - жди, никто тебя так не любит, как я. Один такой даже меня разыскал…

Но были и вменяемые поклонники. Например, один на съемках фильма «Запасной игрок» каждое утро приносил мне пакет с фруктами.

С Г. Вициным в комедии "Запасной игрок", 1954 год
С Г. Вициным в комедии "Запасной игрок", 1954 год
С Г. Юматовым в фильме "Разные судьбы", 1956 год
С Г. Юматовым в фильме "Разные судьбы", 1956 год

- Голова от такого повышенного внимания не закружилась?

- Меня часто спрашивают: «А как вы относитесь к своей славе?» Да никак - звездной болезнью я никогда не страдала. Потому что всегда считала себя рабой искусства, я всегда адски трудилась, головокружение от успехов мне было чуждо.

К тому же перед моими глазами прошли жизни многих актёров – всенародных любимцев. Я видела, как может протухнуть слава. Поэтому на подобные вопросы я отвечала: «К славе я отношусь как к скоропортящемуся продукту. Сегодня она есть, а завтра ты – ппфф, и все!» А кинематограф – это как бабник-муж. Он всегда себе найдет получше, помоложе! (Смеется.) И еще меня спасало то, что я никогда никому не завидовала. Благодарю Бога, который дал мне такую любовь к искусству, что я его люблю в себе, а не себя в нем.

- Если не «звезда» как бы вы себя назвали?

- Ольга Ивановна хорошо говорила, и я другой формулировки не приемлю: «Талант… У нее есть талант!» А талант – это и удача, и успех, и умение. Все вместе! «Талант, - говорила она, - это от Бога! А все остальное – работа!» Лев Николаевич гениально сказал: «Настоящая сила не в том, чтобы победить других. А в том, чтобы победить себя!»

"Над Тиссой", 1958 год
"Над Тиссой", 1958 год

ПРЕДАТЕЛЬСТВО РЕЖИССЕРА РОШАЛЯ

- Вы считаете себя реализованной в кино?

- Почему нет? У меня более 50 картин - разных по масштабу, по глубине, по материалу. И на сцене я в своей жизни сыграла то, о чем может мечтать любая актриса. Знаете, в свое время у меня была, что называется «хрустальная мечта идиота» - сыграть Варвару Петровну Ставрогину в «Бесах» по моему любимому Достоевскому. И я ее сыграла! В этом спектакле собралось настоящее актерское созвездие - Светличная, Белохвостикова, Глузский, уникальный Владимир Сергеевич Ивашов, которого я называла «лордом».Я испытала чувство невесомости на сцене. Режиссер был поражен до глубины души. «Кто бы мог подумать, - сказал он тогда, - что эта хрупкая, нежная, лирическая актриса сможет сыграть женщину с таким сильным, властным характером!» Это был 1988 год!

Нет, про себя не могу сказать, что я – «кладбище несыгранных ролей». Хотя за свою карьеру я умудрилась несколько раз сама отказаться от некоторых ролей и посоветовала актрис, которых эти роли прославили.

- Вы говорите о «Карнавальной ночи»?

- Не только. Примерно в это же время я отказалась съемок в фильмах «Дело 306» и «Летят журавли»… Когда режиссер Михаил Калатозов услышал мой отказ, так вообще чуть не упал. Но, разумеется, отказывалась я не просто так – у меня была веская причина.

Дело в том, что незадолго до этого режиссер Григорий Львович Рошаль пригласил меня на роль, о которой я мечтала давно – сыграть Дашу в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Кинопроба прошла блистательно, никто не сомневался, что Даша - моя. Я была счастлива, была буквально «беременна» этой ролью - ни о чем другом я даже думать не могла. Режиссеры меня рвали на куски, но я отказывалась наотрез, чтобы быть свободной, когда Григорий Львович меня позовет.

Но вскоре Рошаль заболел, съемки отложили на полгода. А выздоровев, поддавшись убеждениям жены (мол, ему нужна актриса, которая еще нигде не засветилась, новое лицо, а я уже, дескать, примелькалась на экране), отдал роль юной выпускнице школы-студии МХАТ Ниночке Веселовской. Я очень тяжело это переживала: накатила такая депрессия…

- Слышал, что в тот момент вы были чуть ли не на грани самоубийства.

- Ну нет, уж до этого бы, думаю, не дошло. Просто я пребывала в таком состоянии, что не могла ни есть, ни пить и могла просто издохнуть, вот и все! Лежали кожа да кости. Меня ведь в той ситуации потрясло даже не то, что режиссер не взял меня сниматься, а то, что… предал! Самый страшный для меня порок человеческий – это предательство. Я не то, что не могу простить – не могу пережить! Забыть не могу - это выше моих сил.

Слава Богу, из этой депрессии меня вытащил Леонид Давидович Луков. Специально для меня он написал роль главной героини в советско-югославской картине «Олеко Дундич», и даже назвал ее именем несыгранной моей роли - Дашкой. То есть Луков меня фактически спас.

"Олеко Дундич"
"Олеко Дундич"
"Олеко Дундич"
"Олеко Дундич"
Т. Конюхова в фильме "Олеко Дундич", 1958 год
Т. Конюхова в фильме "Олеко Дундич", 1958 год

Окончание здесь https://dzen.ru/a/ZTDxcAEzW2ttniUr?referrer_clid=1400&.