Спрашивают про детей. Как они так, дескать, "сами с собой справляются", и что, мол, там в плане "борьбы с уроками". Просят поделиться опытом. А я, честно сказать, в растерянности. Мои дети действительно вполне самостоятельные. По крайней мере, если говорить об учёбе. Но что лично я для этого сделала, мне ответить сложно.
Я не веду воспитательных бесед, не устанавливаю никаких ограничений типа "сначала уроки - потом гулять", не отбираю гаджеты. А они как-то учатся. Точнее, не как-то, а хорошо. И домашку делают.
Но некоторые версии происходящего у меня, конечно, есть.
Во-первых, чистое везение, благосклонность природы, хорошая генетика - и вот это вот все. Обычно человек яро сопротивляется тому, что даётся ему тяжело. Моим детям нетрудно. Они неплохо соображают - ничего уж тут не попишешь. И ещё они почему-то пока не устают. Хотя я смотрю на все ускоряющийся с каждым годом рост нагрузки с недоумением.
Во-вторых, возможно, дело в примере. Я сама человек довольно обязательный, если не сказать педантичный. Например, я жутко не люблю опоздывать: на вокзал приезжаю за час до появления поезда, на прием к врачу за 20-30 минут. Детей это, к слову, страшно бесит. Но - вот парадокс - невольно они этот сценарий копируют. Страдают, наверное, от этого, бедолаги.
Также дети не могут не видеть, как я работаю. А я работаю спокойно и методично, без авралов и размахивания руками в духе "Караул, зашиваюсь, нифига не успеваю!" При этом у меня ведь всего много: школа, сотрудничество с тремя изданиями, дом, быт, друзья, английский, книги. Но я мастер оптимизации, совмещения одного с другим. А ещё помогает увлеченность. Почти все, что я делаю, мне так или иначе интересно. Кроме мытья посуды, конечно. И это тоже каким-то, хоть и не очевидным образом перенимается.
В-третьих, полагаю, у детей как-то все хорошо с мотивацией. Наверное, изначально важна именно она. Если ее нет, то ни генетика не поможет, ни социальное перенимание каких-то паттернов. В конце концов, увлеченность гораздо проще направить не на учёбу, а на залипание в Ютубе. Мои дети, к слову, там тоже залипают. Но, видимо, и в школе они какие-то вторичные выгоды для себя все же получают. Ну не знаю, приятно же, допустим, осознавать, что ты сделал свою работу хорошо, и ее оценили. Это абсолютное нормальное желание, которое, я подозреваю, изначально присутствует у всех детей. Сбить настройки в этом смысле может только последовательно повторяющаяся ситуация неуспеха. Когда не получается, тогда и не хочется ничего, и происходит обесценивание гипотетических достижений. Так троечники посмеиваются над отличниками, дескать, они страдают какой-то ерундой. Но если получается и получается хорошо, и не путем каких-то неимоверных усилий, то чего не учиться-то?
И чего не сделать эту домашку, если это проще, чем потом разгребать последствия? Это ж учителя нотации читать начнут, а ещё если не закреплять материал, где-то что-то упустишь, и все поедет, педагоги, может статься, ещё станут оставлять после уроков, заставлять всякое переписывать - да ну нафиг.
Это и у меня так было, когда я училась. И у детей сейчас повторяется. Я это вижу.
Вот, например, едем к ортодонту, Аня ворчит: ну зачем-зачем надо было записываться на вторник? Ведь во вторник контроша по математике, и теперь придется ее писать в 8 утра, когда учитель двоечников будет собирать для исправления. Или Андрей зудит: мам, проверь, прислали ссылку на тест по биологии, хочется побыстрее сделать и отвязаться, а то забуду, учительница потом будет мозг выносить.
Нет, сама я от детей пятёрок не требую, не ругаю за тройки, не нагружаю дополнительными занятиями, не заставляю читать. Я не внушаю детям, что они должны быть умнее, талантливее, ярче других. Не формирую я у них никаких неврозов. В этом плане они, не сомневаюсь тоже сами справятся, и им будет с чем прийти потом к психоаналитику. А мне такое некогда и скучно. Но получается как-то так.
Так и живём.