Вася ЛОЖКИН прославился своими необычными котиками. Они вовсе не милые, а весьма мрачные. В самом центре Москвы есть даже магазин «Вася Ложкин», который стал настоящей достопримечательностью российской столицы. Здесь продают майки, кружки, коврики для мышки, елочные игрушки и прочие сувениры и подарки от «Васи Ложкина».
А на днях в книжном магазине «Библио-Глобус» состоялась творческая встреча и презентация красочного альбома «Доброе утро, Котоград!». Первый вопрос был вполне традиционный: «Вася Ложкин - это псевдоним?»
Конечно, удивительно, что люди спрашивают об этом, ведь ответ можно быстро найти во всезнающем Интернете. Достаточно только загуглить. И тогда становится ясно, что под прикольным псевдонимом скрывается Алексей Куделин.
Он родился в 1976 году, окончил юридический факультет, однако по специальности никогда не работал. С другой стороны, Алексей никогда не учился на художника, но именно им и стал. Вот такой удивительный парадокс.
Василий Алибабаевич с кисточкой
- Спасибо вам за «оригинальный» вопрос по поводу псевдонима, - шутливо сказал 47-летний Вася. - Его мне задают на протяжении уже многих лет. Ответ на него я знаю, конечно же, наизусть.
Разбудите меня ночью, и я вам тотчас оттарабаню. Чаще всего я отвечаю дежурно, то есть максимально стандартно. Иногда импровизирую, но, конечно, в рамках разумного.
Могу напустить мистики... На мой взгляд, любой псевдоним от чего-то огораживает своего хозяина, чтобы с ним ничего не случилось. Кстати, открою секрет: у меня есть давний знакомый, которого зовут как раз Вася Ложкин. Как и я, он тоже родился в августе.
Получается, ему даже никакого псевдонима не нужно. Правда, настоящий Вася никаких котиков не рисует. А вот я рисую. Сами посудите, не может же рисовать котиков какой-нибудь Эдуард.
А вот Вася может! Кстати, по моей просьбе даже делали астрологический расклад, насколько мой псевдоним хорош. Оказалось, что он действительно очень удачный. (смеется).
А если говорить серьезно, что «Вася Ложкин» - это мое короткое имя. А длинное звучит так: Великой и Ужасный, Солнцеподобный Василий Алибабаевич Ложкин.
- А были вопросы, которые поразили вас своей новизной и оригинальностью?
- Нет. Все вопросы постоянно повторяются. Секрет тут в том, что я слишком примитивен. Для восприятия моего творчества не нужно никакой подготовки. Ни художественного образования, ни вообще какого-либо образования.
Я даже не представляю собой современное искусство. Последнее обычно преподают, как китайский язык. Считается, что оно очень сложное. А у меня все предельно просто.
Люди смотрят на мои работы и сразу делятся на две категории. Первая - это те, кому мое творчество нравится, а вторая - те, кто к нему остается равнодушным. Конечно, мне больше нравится первая категория. Она тоже делится на две части. Одни, увидев мои работы, улыбаются, а другие расстраиваются.
Просят посадить в дурдом
- Как вы относитесь к критике? Обычно вас жутко ругают!
- Поэтому я к ней отношусь никак. Хотя раньше еще как-то следит за ней. Но поскольку критика всегда очень острая, то я решил не обращать на нее внимания. Комментарии меня тоже давно уже перестали интересовать.
А кому приятно читать, скажем, такое: «Когда же ты сдохнешь, тварь?» Или такое: «Тебя нужно посадить в дурдом, в психушку, чтобы лечить электричеством!» Есть и конструктивные отзывы. Но всегда больше обращаешь внимание на негатив.
На каждой моей выставке лежит тетрадь для отзывов. Там порой такие жуткие потоки сознания. Типичный отзыв такой: «Люди, откройте глаза на этого «художника». Это же настоящий злодей!» Ну и так далее.
После чего идет очередной полив на две-три страницы. Чувствуется, что я очень злю людей. Но, если честно, сегодня у меня нет каких-либо авторитетов, так что ни один критик не заставит меня что-либо изменить в творчестве. Поэтому пусть пишут, что хотят!
Будьте проще, и народ к вам потянется
- Тем не менее обидно, наверное, читать всякие оскорбления в свой адрес...
- Нисколько. Я всегда и обо всем сужу со своей колокольни. А поскольку я не шибко образованный, то попросту не понимаю, о чем пишут критики. При этом они так стараются.
Очень глубоко копают. Ищут в моих работах что-то серьезное, философское. Хотя все лежит на поверхности. Мое кредо на протяжении творческой жизни остается неизменным: я действительно считаю, что искусство должно быть максимально понятным без всякой подготовки. Зачем парить людям мозги всякой заумью?
Я тут побывал в одном учреждении, где на стене висела картина стоимостью в 3 миллиона долларов США. Она изображает собой бетонную стену с царапинами. Думаю, ни один человек в здравом уме не объяснит, почему эта картина стоит 3 миллиона.
На это способны только критики. Потому что им ведь за это деньги платят. С другой стороны, может быть, поэтому мои работы и не стоят 3 миллиона долларов. Но мне столько и не нужно. Я просто люблю рисовать, хотя и не умею это делать. Поэтому много и не прошу.
- Пишут, что ваши котики, мягко говоря, не очень красивые...
- А что такое красота? Это понятие субъективное. Конечно, есть какие-то каноны классической красоты. Но я в этом особо не секу. Я рисую как ребенок. А как рисуют дети?
Красиво или нет? Обычно они рисуют не так, как надо, а как им хочется. Вот и я так поступаю. Я не гонюсь за какими-то особыми цветами. Беру самые обычные краски.
Детям ведь тоже, как правило, выдают наборы с весьма ограниченными цветовыми возможностями. В общем, что есть под рукой, то они и используют. Я тоже так поступаю.
Причем я вовсе не сумасшедший, который рисует только для себя. Я вижу, что мои работы нравятся людям. Это их ответная реакция. А раз так, то значит, делаю я по жизни что-то хорошее. Так мне кажется.
Безработица подтолкнула к творчеству
- У вас юридическое образование. Почему вы стали именно художником?
- Отвечу, опять же, максимально стандартно: это тяга к деньгам. С другой стороны, открою секрет: я ничего больше не умею делать. В течение долгого времени рассылал свое резюме, чтобы найти работу по специальности. Однако меня никуда не брали. Я целый год ходил на собеседования, посетил уйму мест, но все без толку. Потом смотрю, разные товарищи выкладывают в Интернете свои картинки. Причем их даже кто-то покупает. Я подумал, что и мне нужно попробовать. А чем я хуже остальных? Начал рисовать. Стали покупать. И с тех пор у меня все хорошо.
- Откуда черпаете вдохновение? Где берете образы?
- Скажу честно: телевизор не смотрю, поскольку новости меня особо не интересуют. Хотя, я, естественно, в курсе, что происходит. Переживаю, как и все. Но, по большому счету, я все же художник.
Поэтому стараюсь писать о вечном. Я же не работаю в газете, когда нужно отражать то, что происходит. Нет, я пишу так, чтобы мои работы были интересны не только сегодня, но и через какое-то время.
А вдохновение обычно черпаю под влиянием той или иной книги. Я люблю читать. Недаром мы встречаемся в книжном магазине. А книги мне нравятся самые разные.
Это и художественная литература, и даже религиозные издания. Но могу и анекдоты почитать, и разные веселые истории. Потом все переосмысливанию и создаю образы.
Иногда обращаю внимание на какие-нибудь яркие фразы, которые «экранизирую». В общем, выделяю. В любом случае, согласитесь, у меня не самая плохая работа.
Часто повторяется
- А сколько всего у вас картин?
- Точного количества не знаю. Но ясно, что очень много. Потому что рисую не очень сложно. Все предельно примитивно. Я же говорю, что рисую как ребенок. Для меня гораздо проще написать сюжет, чем его придумать.
Вот тут нужно постараться. Поломать голову. А еще я часто повторяюсь. Вот приходят человек с какой-то моей картинкой из Интернета. Мол, не могли бы вы нарисовать нечто подобное?
Нет проблем. Беру и повторяю. Ну, хочется человеку, чтобы работа была не распечатанная, а сделана моими собственными руками. Чтобы краски были живые.
А бывает, что я переписываю. Увижу что-то свое старое и думаю, что сегодня этот сюжет должен выглядеть уже иначе. И быстренько все перерисовываю. Иногда даже заново все передумываю, практически ничего не оставляя от того, что было раньше.
Получается, что мои картинки перекочевывают из одной исторической эпохи в другую. Для меня это некий беспрерывный репортаж во времени и пространстве. В общем, пока живу, рисую свое параллельный мультипликационный мир, который сопровождает окружающую действительность.
- Ни дня без мазка — это о вас?
- Да! Процесс идет непрерывный. Известна фраза: не могу ни писать. Это обо мне. Я постоянно должен находиться в творчестве. Такова моя потребность. Не могу ничего не делать.
Помню, отмечали Новый год, и все так затянулось, что потом крайне сложно было опять входить в свой привычный ритм. Так что лучше не выпадать. Сейчас это целый вал. Меня постоянно куда-то дергают. То спектакль нужно оформить, то просят поучаствовать в каком-то рекламном проекте.
Люди уже жалуются, что я стал меньше выдавать новых, оригинальных работ. Все правильно: уж слишком меня задергали. Плюс бытовуха, семья и все такое прочее. Когда все успеть?
- Вы сталкивались с пиратством?
- Разумеется. Мои работы постоянно воруют. Я имею в виду принты на майках и все такое прочее. Но я в это не влезаю. Просто нет времени. Да и не моя это работа. А еще меня ловко подделывают.
Смотрю, в Интернете продают «оригинальную» работу Васи Ложкина за 100 долларов США. А тут один приятель попросил ему что-нибудь подарить. Тогда я купил для него... «самого себя» за 100 долларов. Пришел на встречу.
Оказалось, мой подражатель сам все нарисовал. Но его «Вася Ложкин» получился несколько похабным. Я принес «свою» работу домой, переписал ее, по сути, заново. В общем, довел до ума. После чего подарил приятелю.
- И не устроили разборку?
- Нет. Меня даже не узнали... Хотя буквально вчера ехал в электричке. Подошла какая-то женщина. Спросила, не Ложкин ли я. Я ответил, что она обозналась. Никогда не признаюсь, что это я. Зачем? С другой стороны, не все в курсе, как выглядит Шишкин. Зато его картины знают все.
Кстати, я обожаю Шишкина и других русских художников-реалистов. Репина, Саврасова, Брюллова. С удовольствием заглядываю в Третьяковку. Там столько интересного. Я же и сам художник-реалист, бетонные плиты не рисую, - улыбнулся Вася.
- Желаем дальнейших творческих успехов!