Найти тему
Cinema Asylum

У Чечни женское лицо: «Клетка ищет птицу» (2023) Малики Мусаевой

«Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой — первый полнометражный фильм, снятый на чеченском языке, который получил международное признание. Премьера картины состоялась на Берлинале-2023, а в России вышла в ограниченный прокат.

Мария Онипкина побывала на специальном показе фильма с участием автора и погружает в национальный контекст, без которого понять некоторые сюжетные ходы достаточно трудно.

Малика Мусаева — еще одна ученица из мастерской Александра Сокурова в Нальчике. Окончив ее в 2015 году, режиссер приняла решение учиться дальше и уехала в Гамбург, где находится и сейчас. Картина задумывалась еще во время учебы в Кабардино-Балкарии, но была снята в 2022 году — не без чуткого участия самого мастера.

Кадр из фильма «Клетка ищет птицу», 2023, Фонд Александра Сокурова
Кадр из фильма «Клетка ищет птицу», 2023, Фонд Александра Сокурова

Таких дебютных фильмов-долгостроев у выпускников Сокурова несколько, но отсроченный выход никак не умаляет художественных достоинств картин. В случае с «Клеткой» это еще и отважный поступок: Чечня — очень закрытый регион, и снимать там картину, тем более о женской несвободе, просто опасно. По мнению Малики, чеченцы не готовы к саморефлексии и обсуждению сложных социальных вопросов в культурном пространстве. С этим она связывает и отсутствие чеченской киноиндустрии как таковой: сложно и непонятно зачем. Из соображений самосохранения фильм снимался в ингушской деревне Аршты рядом с чеченской границей.

«Клетка ищет птицу» — название, подхваченное еще во время учебы в мастерской: фильм однокурсницы Софьи Коваленко назывался «Птица ищет клетку», и всем было понятно, что женская несвобода на Кавказе — одна из главных тем, о которой режиссеры хотят снимать кино. Ограничение в правах женщин можно проиллюстрировать двумя законами: до 2010 года чеченцы имели право похищать девушек на улицах себе в жены. В случае если жена сама захочет развестись с мужем, ее дети останутся в семье отца. Поэтому многие не уходят.

Фильм Мусаевой рассказывает о жизни в небольшой чеченской деревне. Семнадцатилетняя Яха вместе с лучшей подругой Мадиной еще только начинают задумываться о своем будущем, но уже совершенно ясно: их ждет традиционная патриархальная модель — брак с тем, кого выберет семья, дети и тотальное подчинение мужу. Мадина не готова мириться с этим и решает сама устроить свою судьбу — сесть в машину к парню из школы, который ей нравится. По чеченским законам незамужняя женщина не может оставаться наедине с мужчиной, иначе она будет опозорена и никто не возьмет ее в жены. Поэтому единственный способ противостоять навязанному браку — это сбежать из дома с выбранным женихом и провести в его доме несколько дней. В таком случае жениться на ней может только этот мужчина.

У Яхи перед глазами три женские модели: сбежавшая Мадина, терпящая из последних сил замужество старшая сестра и смирившаяся с участью мать. Яха еще совсем ребенок, но уже понимает, что тучи сгущаются и скоро от ее свободной детской жизни ничего не останется. Непосредственная ручная камера, которая следовала за ней по полям, подглядывала, как она скатывается с горы, слушает птиц и радуется снегу, становится все более плавной, подчеркивая взросление героини. Приглушенная цветовая гамма с зеленой доминантой, с одной стороны, роднит Яху со здешними местами, а, с другой, впаивает ее в деревню, не давая выхода.

Палитру чувств, которые испытывают три поколения героинь (Яха и Мадина, сестра и мать Яхи), удается рассмотреть только благодаря крупным и сверхкрупным планам. Чеченские девушки очень закрытые и все переживают внутри, но переживают не менее сильно, чем любые другие. Малика сознательно выбирает для фильма не актрис — главные роли исполняют жительницы села Аршты. По ее мнению, ни одна профессиональная актриса не смогла бы сыграть так естественно, как это сделали ее героини. Они действительно оторваны от цивилизации: почти ни у кого нет компьютеров, интернет работает с перебоями. И эта первобытность работает на сюжет и придает фильму большую искренность.

В картине практически нет мужских персонажей — скорее, это тени и архетипы отца, мужа, сына. Сама режиссер объясняет это тем, что не смогла бы рассказать ничего нового о чеченцах-мужчинах и ей хотелось посвятить фильм женщинам. Однако каждая сцена подчеркивает, насколько велика зависимость женщины от мужчины: нельзя ярко краситься и одеваться, нельзя подходить близко к мужчинам, нельзя ездить куда-то одной. В какой-то момент становится ясно, что даже в отсутствие мужчин женщины сами начинают строить клетку. «Они ее холят, лелеют и греют», — говорит Малика во время обсуждения.

Если с судьбой Мадины и матери главной героини все предельно ясно, то финал истории Яхи и ее сестры остается открытым. Выпорхнут ли они из клетки и будут ли счастливы? Режиссер отвечает уклончиво.

—----------------------------------------------------------------------------------

Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!

Птицы
1138 интересуются