Найти тему

Шесть сценариев финала израильского вторжения в сектор Газа: от уничтожения Хамаса до глобальной войны

Оглавление

Новозеландские СМИ рассмотрели шесть возможных сценариев войны между Израилем и Хамасом

Израиль заявляет, что его цель — «раздавить и уничтожить» ХАМАС, но что будет дальше, остается неясным. Даже Белый дом опасается, что у Израиля нет плана завершения игры, говорят источники в США. Как и когда закончится конфликт, будет зависеть от ряда переменных, и не в последнюю очередь от того, что обнаружат израильские силы, войдя в сектор Газа. Им также приходится бороться с риском превращения конфликта в войну на два или даже три фронта.

Уничтожить Хамас

Израиль может стремиться к ограниченному по времени вторжению, в ходе которого будут убиты почти все члены Хамаса, после чего последует относительно быстрый вывод израильских войск. Победа над Хамасом в военном плане будет означать гибель или пленение всех 30 000–40 000 членов группировки и разрушение ее военной инфраструктуры, например, площадок для запуска ракет.

Это также потребует ликвидации элитного подразделения коммандос Нухбы и смерти или захвата всего политического руководства группировки – хотя главный политический лидер Хамаса базируется в Катаре. На вершине израильского списка находятся Яхья Синвар, лидер ХАМАС в секторе Газа, и Мохаммед Дейф, его военный руководитель.

Израильские солдаты проходят мимо разрушенных боевиками ХАМАС домов в кибуце Беэри в Израиле в субботу, 14 октября 2023 года. Фото/AP
Израильские солдаты проходят мимо разрушенных боевиками ХАМАС домов в кибуце Беэри в Израиле в субботу, 14 октября 2023 года. Фото/AP

Приказ Израиля палестинцам бежать к югу от Вади-Газа предполагает, что он уже пытается разделить эту полосу пополам: на северную половину, где будет происходить большая часть боевых действий с ХАМАС, и южную половину, где удерживаются палестинские мирные жители. Израиль заявляет, что эвакуировал палестинцев ради их собственной безопасности. В инструкции говорится, что они смогут вернуться «когда будет сделано другое объявление, разрешающее это».

Если израильское нападение увенчается успехом в военном отношении, Газе понадобится новое руководство, которое израильтяне будут жестко контролировать. Одним из вариантов может стать Палестинская администрация (ПА), которую возглавляет движение ФАТХ и которая управляет Западным берегом, распространяя свой контроль на сектор Газа. Это изменило бы исход гражданской войны 2007 года в секторе Газа, в ходе которой Фатх был вынужден покинуть территорию после поражения на выборах от ХАМАС.

Неясно, есть ли к этому интерес у президента ПА Махмуда Аббаса. Крайне непопулярная Палестинская автономия тесно сотрудничает с Израилем в сфере безопасности – настолько тесно, что сталкивается с обвинениями со стороны палестинцев в том, что она является де-факто крылом израильской военной оккупации, – обвинение, которое она отрицает.

Палестинцы бегут на юг сектора Газа после того, как израильская армия предупредила об эвакуации более чем 1-миллионное население северной части Газы и города Газа, чтобы они искали убежища на юге перед возможным наземным вторжением Израиля. Фото / АП
Палестинцы бегут на юг сектора Газа после того, как израильская армия предупредила об эвакуации более чем 1-миллионное население северной части Газы и города Газа, чтобы они искали убежища на юге перед возможным наземным вторжением Израиля. Фото / АП

«Предпочтительная ситуация для Израиля и та, которую поддерживают США, — увидеть альтернативное палестинское руководство в секторе Газа, скорее всего, Палестинскую администрацию», — сказала доктор Джули Норман, эксперт по Ближнему Востоку из Университетского колледжа Лондона. «Однако ПА считается крайне слабой на Западном Берегу и, скорее всего, не будет иметь легитимности в секторе Газа, что открывает дверь для потенциального вакуума власти».

Разделить Газу

Израиль может решить распространить свою многолетнюю военную оккупацию Западного Берега на весь сектор Газа. Это масштабная задача, которая потребует присутствия огромного количества войск в секторе Газа в обозримом будущем. Такая оккупация будет длиться годами или, возможно, десятилетиями, а не месяцами – последнее является приблизительным сроком, который Израиль установил для будущего наземного вторжения.

Это может включать разделение сектора Газа на несмежные участки земли; очевидная попытка разделить сектор Газа на боевиков на севере и мирное население на юге предполагает, что это уже происходит. Президент Израиля Исаак Герцог, похоже, уже исключил этот сценарий. «У нас нет желания оккупировать Газу. У нас нет желания управлять жизнями более двух миллионов палестинцев», — сказал он в интервью CNN на выходных.

Дым и огонь поднимаются после израильского авиаудара по сектору Газа, вид с юга Израиля. Фото / АП
Дым и огонь поднимаются после израильского авиаудара по сектору Газа, вид с юга Израиля. Фото / АП

Президент США Джо Байден также призвал Израиль отказаться от такого курса действий, назвав его «большой ошибкой». Сообщается также, что Аббас решительно выступает против долгосрочной оккупации сектора Газа. Хотя ПА имеет крайне ограниченное влияние на Израиль, ее статус потенциального нового правительства в секторе Газа может дать ей некоторые рычаги влияния на этом фронте.

Полная оккупация

По состоянию на понедельник около половины двухмиллионного населения Газы получило приказ Израиля бежать с севера на юг. Это приводит к перемещению огромных масс людей в район, который разделяет пограничный контрольно-пропускной пункт с Египтом – Рафах – через который они смогут бежать, если он будет открыт египетскими властями.

Но некоторые сообщения говорят, что многие палестинцы могут отказаться бежать из сектора. Они опасаются второй Накбы – «катастрофы» по-арабски – повторяющей события 14 мая 1948 года, дня, когда Израиль провозгласил независимость и 750 000 палестинцев впоследствии бежали или были изгнаны из своих домов.

Палестинская Накба и установление израильского апартеида.
Палестинская Накба и установление израильского апартеида.

Основная проблема заключается в том, что даже если палестинцы временно сбегут в соседний с Египтом регион Синай, им никогда не будет разрешено вернуться. В любом случае, Египет до сих пор крайне неохотно открывал Рафах, потому что этот шаг повлечет за собой прием сотен тысяч палестинских беженцев.

Президент Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси явно надеется избежать этого сценария по внутриполитическим причинам, не в последнюю очередь из-за административных и финансовых издержек. Он может быть особенно обеспокоен тем, что члены Хамаса проникнут в Египет под прикрытием исхода гражданского населения и потенциально начнут оказывать влияние в его стране в будущем. Хотя правительство Сиси выступает посредником между Израилем и ХАМАС, оно не является поклонником исламистской идеологии группировки.

Хью Ловатт, старший аналитик по Ближнему Востоку в Европейском совете по международным отношениям, сказал, что массовое перемещение «может, конечно, сыграть на руку крайне правым израильским голосам, которые уже давно призывают Израиль восстановить поселения в секторе Газа». «По мере эскалации насилия в секторе Газа они также могут увидеть шанс изгнать значительную часть населения сектора Газа в Египет и предотвратить их возвращение в будущем – и многие палестинцы теперь опасаются, что это может стать новой Накбой», - сказал он.

Много палестинцев не бежали бы из Газы, даже если бы могли
Много палестинцев не бежали бы из Газы, даже если бы могли

Это будет этническая чистка, которая, по мнению Организации Объединенных Наций, не просто классифицируется как преступление против человечности, но и потенциально нарушает Конвенцию о геноциде. Поселенческое движение, которое по-прежнему имеет большое влияние на израильских лидеров, по-прежнему глубоко огорчено уходом из сектора Газа в 2005 году, когда было эвакуировано 21 поселение.

Неудачное наступление

Любая битва с Хамасом будет долгой, тяжелой и дорогостоящей для Израиля. Исламистская группировка имеет по меньшей мере 30 000 хорошо вооруженных и обученных бойцов, имеющих преимущество в защите территории, которую они очень хорошо знают. «Колоссальный» провал в системе безопасности, позволивший сотням террористов Хамаса прорваться на юг Израиля, поднял серьезные вопросы о компетентности израильской разведки и руководителей армии.

Выжившие после массовых убийств жаловались на длительные задержки с прибытием израильских войск на свои места, поскольку они оттесняли ХАМАС через границу с сектором Газа. Полковник Рой Леви, один из самых уважаемых командиров подразделений Армии обороны Израиля, был убит в бою с террористами Хамаса, что является признаком того, что группировка усовершенствовала свою подготовку и тактику. Другими словами, Израиль никогда раньше не сталкивался с подобным военным испытанием.

Это ХАМАС, ребятушки
Это ХАМАС, ребятушки

Если наступление застопорится и огромное количество израильских солдат начнет возвращаться к семьям в мешках для трупов, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху будет вынужден поддаться давлению с целью ограничить масштабы наземного наступления или отменить его, а затем полностью взять на себя обязательства по переговорам по захвату заложников. .

В настоящее время в секторе Газа находятся по меньшей мере 200 израильских заложников, и уже ведутся секретные переговоры с упором на спасение некоторых женщин и детей. Катар, Турция и Египет выступают посредниками в этих переговорах, но, похоже, прогресса пока мало. Приоритетной задачей, судя по всему, является обмен женщин и детей в секторе Газа на палестинских коллег в израильских тюрьмах безопасности.

Но более амбициозная сделка предполагает обмен всех 200 израильтян, удерживаемых в секторе Газа, на около 5000 палестинских заключенных, содержащихся в Израиле. Некоторые представители ХАМАС утверждают, что это и была конечная цель атаки 7 октября. В истории уже был случай знаменитого обмена пленными в 2011 году, когда один израильский солдат Гилад Шалит был обменян примерно на тысячу пленных.

Это Гилад Шалит, ребятушки
Это Гилад Шалит, ребятушки

Гершон Баскин, ведущий переговорщик по освобождению заложников, участвовавший в обмене Шалита, предположил, что может быть альтернатива наземному вторжению. Подчеркнув в колонке Times of Israel, что Хамас «не способен управлять и править», он заявил, что цель Израиля – полностью уничтожить Хамас – это всего лишь «лозунг».

Далее он выдвинул собственную идею: Хамас освободит заложников, передаст управление сектором Газа Организации Объединенных Наций и взамен получит безопасный проход из сектора Газа в симпатизирующую ему арабскую страну. Однако он признал, что эта идея вряд ли сработает.

Региональный конфликт

Иран и его ведущая прокси-группировка «Хезболла» пригрозили присоединиться к войне, если произойдет наземное вторжение. Только лидеры режима в Тегеране и Хасан Насралла, лидер Хезболлы, знают наверняка, является ли это блефом. «Хезболла» также присутствует в Сирии, в то время как некоторые проиранские доверенные лица в Ираке также угрожали атаковать Израиль в этом году. Повстанческая группировка хуситов в Йемене, которая, как полагают, обладает ракетами средней дальности, способными достичь Израиля, также считается доверенным лицом Ирана.

У Ирана есть 3000 баллистических ракет, многие из которых могут достичь Израиля
У Ирана есть 3000 баллистических ракет, многие из которых могут достичь Израиля

Это создает риск того, что израильтяне называют «войной на несколько фронтов», события, о котором их предупреждали в течение многих лет: одновременного прилета ракет из Ирака, Сирии, Ливана и, возможно, даже из Йемена. Это вполне может объяснить очевидную задержку начала наземного вторжения Израиля. Война с Ираном и его марионетками обойдется даже дороже, чем война с Хамасом, тем более, что Хезболла, в частности, обладает гораздо более мощным вооружением.

«Перспектива региональной эскалации явно вызывает беспокойство», — сказал Норман. «На этой неделе американская дипломатия работала с арабскими партнерами в полную силу, пытаясь сдержать конфликт». «Но настоящим джокером будет Иран и то, предпримет ли он шаги для полной активации «Хезболлы» и открытия северного фронта против Израиля. Несмотря на трансграничную эскалацию, мы еще не достигли этой точки, и США, Израиль и региональные партнеры будут стремиться сдержать этот шаг».

Глобальный конфликт

Это самый крайний сценарий, и ни один здравомыслящий лидер не хотел бы испытать его на своем бункере. Если «Хезболла» и Иран присоединятся к войне, Соединенные Штаты столкнутся с подавляющим давлением, требующим нанести прямые удары по обоим образованиям. Вашингтон уже разместил в Иордании бомбардировщики F-15 и направил в регион два авианосца. Следом Великобритания направила корабли Королевского флота в Средиземное море.

Это авианосец, ребятушки
Это авианосец, ребятушки

Это, в свою очередь, создает риск прямой войны между США и Ираном. Ядерная программа Ирана, скорее всего, будет уничтожена совместными атаками Израиля и США, что лишит его самого мощного инструмента давления на Запад. Лидеры Ирана учтут это при обсуждении перспективы вступления в войну.

Россия, ключевой союзник Ирана, также может принять решение принять участие. В последние месяцы Иран стал крупным поставщиком беспилотников и ракет Москве в рамках растущего военного альянса. В этот момент все ставки будут запредельными, и риск глобального конфликта станет самым кошмарным сценарием.