Найти тему

Записки молодого педагога. Прививаем детям культуру.

Здравствуйте, дорогие читатели! Давно ли вы были в каком-нибудь учреждении культуры? В музее, театре, на выставке? Думаю, что с весьма плотным графиком работы нечасто удается посещать подобные заведения. До недавнего времени и я, к своему стыду, появлялся в культурных учреждениях. Но все изменилось примерно месяц назад. И теперь каждый четверг я посещаю музей. Правда делаю это не один, а в компании своих шестиклассников. Да и музей все время один и тот же - Этнографический.

Я в этом музее был раз 30, не меньше. Чаще за свою жизнь посещал только соседний Русский музей. Правда, в основном посещения пришлись на период нахождения в детском саду.
Я в этом музее был раз 30, не меньше. Чаще за свою жизнь посещал только соседний Русский музей. Правда, в основном посещения пришлись на период нахождения в детском саду.

Скажу честно - хотелось бы разнообразия. Шесть экскурсий по одному и тому же музею - это сильно. Да, программа все время разная. То нам рассказывают о народах Кавказа, то о жителях Поволжья, то мы переносимся на крайний север и знакомимся с жизнью и бытом чукч, эвенков, поморов и других народов. Но все дело в том, что происходит это все, в относительно небольшом по площади, музее. И каждый раз ты ходишь мимо одних и тех же экспонатов, которые уже подробно изучил.

Узнать о народах России что-то новое всегда интересно. Но хождение мимо одних и тех же экспонатов - утомляет.
Узнать о народах России что-то новое всегда интересно. Но хождение мимо одних и тех же экспонатов - утомляет.

Хотя, возможно, именно данный музей навевает на меня такую скуку. Почему? Да я знаю его как свои пять пальцев! Еще будучи воспитанником детского сада я регулярно посещал Этнографический музей. Мы каждую пятницу ходили на экскурсии либо туда, либо в соседний Русский музей (кстати, вот его я просто обожаю!).

Но хватит о моих ощущениях. Я, в свое время, обошел практически все музеи Санкт-Петербурга. Реже бывал в других учреждениях культуры. Но бывал, в отличие от современных школьников.

Да! Современные школьники практически не посещают культурные учреждения и, с моей точки зрения, это серьезно влияет на их культурный уровень и уровень образования. И ведь самое печальное, что эти уровни никто повышать не хочет. Дети ищут любую возможность не пойти на мероприятие. Притворяются больными (да-да, со скорбным лицом рассказывают, что им плохо, а потом оказывается, что ребенок вместо музея пошел к себе во двор в футбол играть). И ладно дети! Но ведь им потакают родители! Звонят, просят отпустить к врачу или оставляют дома по семейным обстоятельствам, а на самом деле дети либо идут гулять, либо сидят дома и "режутся" в компьютерные игры.

Знакомая картина? Некоторые даже пока идут по улице достают телефоны и начинают играть в игры.
Знакомая картина? Некоторые даже пока идут по улице достают телефоны и начинают играть в игры.

Может и можно было бы понять такое отношение, если бы детей "таскали" по музеям сами родители, но ведь нет! В первый раз, когда мы собрались на экскурсию многие ребята пытались с нее "соскочить". На вопрос кто был в музее за последние полгода (до этого мы просто посещали с ними единожды музей ВМФ), руку подняли 3 человека из 30, которые находились в классе. А объяснить почему они не хотят в музей никто так и не смог. Ответ один: " Не хочу".

Кстати, от того, что культурные заведения не посещаются серьезно страдает и дисциплина. Ребята не знают как правильно себя вести в том или ином заведении. Носятся по нему, шумят, некоторые умудряются трогать экспонаты. В моем случае только третье посещение музея с ребятами стало достаточно дисциплинированным. До этого было ощущение, что я привел каких-то дикарей.

Вот так, например, пришел в музей один ученик. И искренне не понял моих претензий к его внешнему виду. А одноклассникам его "стиль" весьма понравился.
Вот так, например, пришел в музей один ученик. И искренне не понял моих претензий к его внешнему виду. А одноклассникам его "стиль" весьма понравился.

Не знаю, как по мне, посещение учреждений культуры - это не только приятное времяпрепровождение, но и важная часть образования. Ведь они предоставляют уникальную возможность для школьников расширить свои знания, познакомиться с историей, наукой, искусством и другими культурными аспектами. Но как же тяжело объяснить это современным детям?

Я вижу только один выход - делать такие посещения регулярными. Скажу честно, мне очень сложно найти время на хождение с ребятами по музеям и театрам. Очень уж плотный рабочий график. Но понимаю, что делать это необходимо. Обсудил вопрос с родителями и они меня поддержали. Но знаете, что забавного в этой поддержке? Они готовы отправлять своих детей на любые культурные программы, но если это будет... бесплатно (ну или совсем недорого). Как только в обсуждении появляется сумма более 500 рублей за билет, желающих становится очень мало. Да и за эту сумму не многие хотят куда-то отправлять своих детей. В общем "окультуривайте", товарищи педагоги, подрастающее поколение, но желательно не за родительский счет.

Это, кстати, весьма огорчает. Стараешься, ищешь варианты культурного досуга, тебе обещают поддержку, а потом все резко "дают заднюю". А бесплатно, к сожалению, для посещения доступно очень мало мест. И, если мне, допустим, еще удается периодически находить варианты, что посетить не тратя средств, через всем известную "Юнармию" (но здесь контингент и количество ребят ограничены). То, что делать тем учителям, у которых такой возможности нет?

Вот и складывается ситуация, когда вроде и хочется сделать хорошее дело и привить культуру ребятам, а возможности в итоге нет. Знаю, что обычно, детей и родителей "приучают" к посещению объектов культуры в начальной школе, но по своему опыту могу сказать, что этого не происходит. Почему? Вопрос сложный. Кто виноват? Думаю, что все участники образовательного процесса, кроме детей. К детям тут претензий быть не может. Как ни крути, их не желание ходить в культурные учреждения - недоработка взрослых.

А что думаете по этому поводу вы?

Оставляйте комментарии! Буду благодарен за лайки и репосты. До новых встреч!