Найти тему

Язвенник, аллергик или здоровый выпускник? Кого хотите вырастить вы?

Оглавление

Среди выпускников школ нет абсолютно здоровых детей. К такому выводу пришли эксперты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Виновата школа? Сильная нагрузка? Несоблюдение санитарных норм? Возможно. Но по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 38–42% заболеваний носят психосоматический характер. Основной причиной болезней детей становятся не физические отклонения, а психические факторы. Получается, родители могут сохранить здоровье детей. Как? Разбираемся с Лектариумом.

Причины развития психосоматических заболеваний

Самым сильным психоэмоциональным стрессом для детей становятся государственные экзамены. К ним готовят начиная с начальной школы. ЕГЭ пугают детей не меньше, чем Бабой Ягой. К выпускным классам ситуация обостряется. Безусловная поддержка семьи могла бы помочь справиться с напряжением. Но часто родители об этом даже не задумываются. И дети выбирают свой способ защиты — психосоматические заболевания.

Психосоматика играет для каждого ребенка свою роль:

  • «меч» против окружающих — подросток наказывает близких за невнимание, неприятие, скандалы;
  • «меч» против себя — ребенок наказывает себя за поступки или за несоответствие ожиданиям окружающих. Самонаказание болезнью часто бывает у отличников, когда они понимают, что не смогут сдать ЕГЭ на высокий балл и оправдать ожидания окружающих;
  • «щит» против семьи — подросток защищается от того, что не хочет делать, но заставляют родители, например, учиться, посещать секции и т. д.;
  • заболевание «щит» против себя используют дети, которые подсознательно хотят уберечь себя от поступков, несовместимых с их внутренними убеждениями о том, что правильно, а что нет.

Психосоматические заболевания позволяют детям уйти от неприятных ситуаций или решения сложных проблем. Они получают любовь, заботу и внимание окружающих. Больше не нужно соответствовать тем требованиям, которые предъявлялись изначально.

Опасность психосоматических болезней в том, что нужно понять их природу, иначе ребенка не вылечить. Медикаментозная терапия купирует симптомы, но через некоторое время после курса лечения болезнь возвращается.

-2

Какие болезни могут иметь психосоматический характер?

«Скажи мне, чем ты болеешь, и я скажу, кто ты». Психологи связывают между собой эмоции и недомогания. Они уверены, тело помнит, где спрятались переживания:

  • уши болят, если не хотим слышать;
  • головная боль появляется при эмоциональном напряжении, конфликтах;
  • анемия свидетельствует об отсутствии положительных эмоций;
  • диарея или запор — страх, нежелание перемен;
  • астма или бронхит развиваются при нервной обстановке в семье, скандалах.

Есть карты психосоматических страхов, болезней и эмоций. Однако эта теория считается недоказанной. Официально подтверждено, что психосоматическую основу имеют следующие заболевания:

  • сердца и сосудов;
  • желудочно-кишечного тракта;
  • нервной системы;
  • кожные проблемы:
  • онкологические заболевания:
  • ревматоидный артрит;
  • бронхиальная астма.

Решающую роль в том, что именно заболит, играют наследственность, иммунитет, ошибки воспитания родителей.

Механизм развития психосоматических отклонений

Внешним пусковым фактором возникновения психосоматических расстройств становится стресс. Сначала он вызывает психосоматические реакции организма: кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства. При усилении и регулярном повторении стрессовых ситуаций они трансформируются в психосоматические заболевания, имеющие органическую основу.

Хотите воспитать язвенника? Приготовьте любимые блюда ребенка, и когда начнет есть, проверяйте дневник, ругайтесь за оценки, расспрашивайте про ЕГЭ. Регулярное повторение таких сеансов образует условный рефлекс: прием пищи ассоциируется у детей с учебным стрессом. При эмоциональной нагрузке в школе у них вырабатывается желудочный сок. Вместе с нарушением правильного режима питания это неизбежно приведет к заболеваниям ЖКТ.

-3

Хотите аллергика, астматика, гипертоника? Постоянно ругайте ребенка: за экзамены, беспорядок в доме, бесконечные игры за компьютером или, наоборот, время на улице. Требуйте беспрекословного подчинения. Не разрешайте выражать эмоции, отдыхать, гулять с друзьями, пока не сдаст ЕГЭ, и постоянно контролируйте! Так подросток замкнется в себе. Незрелость нервной системы, эмоциональная нестабильность подростков и стабильный стресс приведут к психосоматическим отклонениям. Энергия, которую родители не дают выплеснуть запретами, обернется против детей.

Как помочь ребенку в борьбе с психосоматическими заболеваниями?

Уверены, ни один родитель не хочет, чтобы ребенок болел. Защитите подростка от психосоматических расстройств, помогите справиться с эмоциями экологично и конструктивно.

  • Не давайте замкнуться, больше разговаривайте на отвлеченные темы.
  • Перестаньте третировать, исключите атмосферу катастрофичности.
  • Позвольте расслабиться: встречи с друзьями, спорт, компьютерные игры нужно подростку для выплеска негативных эмоций. Конечно, все должно быть в меру.
  • Успокойте, помогите сбросить тревожность: не знает, с чего начать подготовку к экзаменам, помогите распланировать, не уверен в знаниях — объясните, наймите репетитора или запишите в онлайн-школу Лектариум.
  • Дайте понять, что плохой результат на экзамене — не приговор, жизнь не остановится. Проговорите возможные варианты развития событий, если не удастся пройти порог.
  • Следите за состоянием здоровья: стресс снижает иммунитет
  • обостряются хронические болезни.
  • Устраните психосоматические причины, ставшие триггером заболевания.

Важно не давить, а помогать. Ваша тревожность пробуждает в подростке неуверенность, предчувствие опасности. Хотите успокоить его, вселить чувство уверенности? Запишите на консультацию в Лектариум.

Вместе с ребенком методисты составят комфортный график подготовки к экзаменам, в котором останется время для отдыха и эмоциональной разгрузки. Моральная поддержка наставников защитит подростка от выгорания и психосоматических заболеваний.