Среди выпускников школ нет абсолютно здоровых детей. К такому выводу пришли эксперты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Виновата школа? Сильная нагрузка? Несоблюдение санитарных норм? Возможно. Но по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 38–42% заболеваний носят психосоматический характер. Основной причиной болезней детей становятся не физические отклонения, а психические факторы. Получается, родители могут сохранить здоровье детей. Как? Разбираемся с Лектариумом.
Причины развития психосоматических заболеваний
Самым сильным психоэмоциональным стрессом для детей становятся государственные экзамены. К ним готовят начиная с начальной школы. ЕГЭ пугают детей не меньше, чем Бабой Ягой. К выпускным классам ситуация обостряется. Безусловная поддержка семьи могла бы помочь справиться с напряжением. Но часто родители об этом даже не задумываются. И дети выбирают свой способ защиты — психосоматические заболевания.
Психосоматика играет для каждого ребенка свою роль:
- «меч» против окружающих — подросток наказывает близких за невнимание, неприятие, скандалы;
- «меч» против себя — ребенок наказывает себя за поступки или за несоответствие ожиданиям окружающих. Самонаказание болезнью часто бывает у отличников, когда они понимают, что не смогут сдать ЕГЭ на высокий балл и оправдать ожидания окружающих;
- «щит» против семьи — подросток защищается от того, что не хочет делать, но заставляют родители, например, учиться, посещать секции и т. д.;
- заболевание «щит» против себя используют дети, которые подсознательно хотят уберечь себя от поступков, несовместимых с их внутренними убеждениями о том, что правильно, а что нет.
Психосоматические заболевания позволяют детям уйти от неприятных ситуаций или решения сложных проблем. Они получают любовь, заботу и внимание окружающих. Больше не нужно соответствовать тем требованиям, которые предъявлялись изначально.
Опасность психосоматических болезней в том, что нужно понять их природу, иначе ребенка не вылечить. Медикаментозная терапия купирует симптомы, но через некоторое время после курса лечения болезнь возвращается.
Какие болезни могут иметь психосоматический характер?
«Скажи мне, чем ты болеешь, и я скажу, кто ты». Психологи связывают между собой эмоции и недомогания. Они уверены, тело помнит, где спрятались переживания:
- уши болят, если не хотим слышать;
- головная боль появляется при эмоциональном напряжении, конфликтах;
- анемия свидетельствует об отсутствии положительных эмоций;
- диарея или запор — страх, нежелание перемен;
- астма или бронхит развиваются при нервной обстановке в семье, скандалах.
Есть карты психосоматических страхов, болезней и эмоций. Однако эта теория считается недоказанной. Официально подтверждено, что психосоматическую основу имеют следующие заболевания:
- сердца и сосудов;
- желудочно-кишечного тракта;
- нервной системы;
- кожные проблемы:
- онкологические заболевания:
- ревматоидный артрит;
- бронхиальная астма.
Решающую роль в том, что именно заболит, играют наследственность, иммунитет, ошибки воспитания родителей.
Механизм развития психосоматических отклонений
Внешним пусковым фактором возникновения психосоматических расстройств становится стресс. Сначала он вызывает психосоматические реакции организма: кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства. При усилении и регулярном повторении стрессовых ситуаций они трансформируются в психосоматические заболевания, имеющие органическую основу.
Хотите воспитать язвенника? Приготовьте любимые блюда ребенка, и когда начнет есть, проверяйте дневник, ругайтесь за оценки, расспрашивайте про ЕГЭ. Регулярное повторение таких сеансов образует условный рефлекс: прием пищи ассоциируется у детей с учебным стрессом. При эмоциональной нагрузке в школе у них вырабатывается желудочный сок. Вместе с нарушением правильного режима питания это неизбежно приведет к заболеваниям ЖКТ.
Хотите аллергика, астматика, гипертоника? Постоянно ругайте ребенка: за экзамены, беспорядок в доме, бесконечные игры за компьютером или, наоборот, время на улице. Требуйте беспрекословного подчинения. Не разрешайте выражать эмоции, отдыхать, гулять с друзьями, пока не сдаст ЕГЭ, и постоянно контролируйте! Так подросток замкнется в себе. Незрелость нервной системы, эмоциональная нестабильность подростков и стабильный стресс приведут к психосоматическим отклонениям. Энергия, которую родители не дают выплеснуть запретами, обернется против детей.
Как помочь ребенку в борьбе с психосоматическими заболеваниями?
Уверены, ни один родитель не хочет, чтобы ребенок болел. Защитите подростка от психосоматических расстройств, помогите справиться с эмоциями экологично и конструктивно.
- Не давайте замкнуться, больше разговаривайте на отвлеченные темы.
- Перестаньте третировать, исключите атмосферу катастрофичности.
- Позвольте расслабиться: встречи с друзьями, спорт, компьютерные игры нужно подростку для выплеска негативных эмоций. Конечно, все должно быть в меру.
- Успокойте, помогите сбросить тревожность: не знает, с чего начать подготовку к экзаменам, помогите распланировать, не уверен в знаниях — объясните, наймите репетитора или запишите в онлайн-школу Лектариум.
- Дайте понять, что плохой результат на экзамене — не приговор, жизнь не остановится. Проговорите возможные варианты развития событий, если не удастся пройти порог.
- Следите за состоянием здоровья: стресс снижает иммунитет
- обостряются хронические болезни.
- Устраните психосоматические причины, ставшие триггером заболевания.
Важно не давить, а помогать. Ваша тревожность пробуждает в подростке неуверенность, предчувствие опасности. Хотите успокоить его, вселить чувство уверенности? Запишите на консультацию в Лектариум.
Вместе с ребенком методисты составят комфортный график подготовки к экзаменам, в котором останется время для отдыха и эмоциональной разгрузки. Моральная поддержка наставников защитит подростка от выгорания и психосоматических заболеваний.