Найти тему

Кто отвечает за продажи?

В последнее время все чаще мне задают вопрос: а кто отвечает за продажи?

Это касается тех проектов, в которых я нахожусь как бизнес-стратег или которые я консультирую, а также такими вопросами делятся мои коллеги.

Давайте разберемся. Я расскажу свою практику, свое видение на данный вопрос.

Люблю тут рисовать.

Возьмем некую структуру онлайн-проекта, а также любую структуру офлайн бизнеса (микро или малого, для удобства наглядности). Что здесь мы видим.

Рисунок 1. На рисунке я разбираю ситуацию, когда мы работаем в онлайн-проекте и у нас есть команда. В любом случае, даже если у нас в проекте 2-3 человека, во главе с собственником, все равно принципиально ситуация не поменяется, увидите.
Рисунок 1. На рисунке я разбираю ситуацию, когда мы работаем в онлайн-проекте и у нас есть команда. В любом случае, даже если у нас в проекте 2-3 человека, во главе с собственником, все равно принципиально ситуация не поменяется, увидите.

На данном рисунке 1 я бы даже сказала типичной пример структуры, чаще сегодня можно встретить такой функционал, и даже меньше, у крупных блогеров и компаний структура эта будет, конечно, намного больше. Здесь я нарисовала просто для примера, чтобы была наглядность.

Или возьмем пример структуры офлайн компании, также достаточно не большую.

Рисунок 2. Например, Структура небольшой компании. Как видите, по сути, эти две структуры, похожи.
Рисунок 2. Например, Структура небольшой компании. Как видите, по сути, эти две структуры, похожи.

На данном рисунке мы рассматриваем проектную деятельность. У проекта есть начало и завершение. А вот теперь давайте сделаем раскадровку процессов и посмотрим, как устроен каждый кадр этого процесса и что в нем зашито.

Рисунок 3. Раскадровка процессов деятельности Собственника.
Рисунок 3. Раскадровка процессов деятельности Собственника.

Собственник задает тон, он генератор, по сути, и направления, и смыслов, и глубоких идей из которых потом остальная команда черпает работу. Собственник создает продукты, он их наполняет, он отвечает за их качество, он дает их наполнение и это очень сильно влияет на будущие продажи, так что и он отвечает за продажи.

Рисунок 4. Раскадровка процессов деятельности Менеджера по проектов.
Рисунок 4. Раскадровка процессов деятельности Менеджера по проектов.

Проджект менеджер или Менеджер проектов -это управленческий персонал. Это специалист, который занимает руководящую должность. Он отвечает за весь проект, знает и понимает все процессы, ставит цель, выстраивает концепцию и стратегию, нанимает/увольняет людей под нее, отвечает за реализацию/не реализацию проекта (степень ответственности тоже вопрос интересный), отвечает за завершение проекта. Он тоже отвечает за продажи.

Далее, вы видите, работают специалисты и выполняют каждый свои функции. Особо хочу обратить внимание на работу специалистов - маркетолога, СММ-специалиста и менеджера по продажам.

Что делает и за что отвечают может/должен СММ-специалист.

Рисунок 5. Раскадровка процессов деятельности СММ-спецалиста.
Рисунок 5. Раскадровка процессов деятельности СММ-спецалиста.

СММ-специалист помогает оформить профиль так, чтобы люди, которые заходят в профиль, захотели остаться и подписаться, помогает вести страницу так, чтобы захотели с нее зайти в директ, посмотреть и написать адекватные, по теме, комментарии и сообщения, вопросы по продукту, захотели купить и перешли по соответствующим ссылкам. СММ-специалист готовит контент-стратегию и помогает ее воплощать. Такая стратегия нужна для того, чтобы помочь вам продать ваши продукты/услуги. И данный специалист владеет своими приемами, инструментами, технологиями работы для этого. Он тоже отвечает за продажи. Но нельзя с СММ-специалиста просить планы продаж, просить строить прогнозы продаж, просить, чтобы он работал как РОП и как менеджер по продажам.

Далее, рассмотрим деятельность специалиста.

Рисунок 6. Раскадровка процессов деятельности Маркетолога.
Рисунок 6. Раскадровка процессов деятельности Маркетолога.

Маркетолог, это специалист в компании, который призван понимать и разбираться в том, как лучше и легче компании, продуктам/услугам Эксперта удовлетворять потребности покупателя. Он помогает создавать и/или способствует созданию среды, которая помогает в процессах продаж. Это, в первую очередь, глубокая управленческая функция, которая работает с данными, процессами, взаимосвязями, которые определяют что лучше делать для продажи, кому это продавать, как и с какой выгодой. Маркетолог должен знать и понимать компанию, Эксперта. Маркетолог участвует в налаживании процессов в компании для ее комфортной и бесперебойной работы. Маркетолог осуществляет работу с основами бизнеса, с упаковкой. Маркетолог должен понимать потребителя.

Маркетинг помогает облегчать продажи, но напрямую он не занимается продажами. Он работают с ценностями. За счет той самой функции и среды усилия по продажам должны становиться все легче.

Помните, я приводила пример, это тоже самое, что мастер сделал утюг, а вы его еще и погладить просите!

И, наконец, специалист по продажам. Вот как раз он то и совершает ряд действий и операций, которые призваны напрямую воздействовать на продажи и тогда, и компания, и/ или Эксперт получают далее от этих действий прибыль. На рисунке я не стала подробную раскадровку процессов делать, так как сегодня менеджеры по продажам выполняют разные функции, нам более или менее, знакомые уже. Поэтому здесь краткая раскадровка.

Рисунок 7. Раскадровка процессов Менеджера по продажам.
Рисунок 7. Раскадровка процессов Менеджера по продажам.

Если есть РОП-Руководитель отдела продаж-это отлично. Он ставит планы специалистам по продажам, контролирует их ход, корректирует, направляет и т.д. Если же такого человека нет, тогда или собственник, или проджект, или если нет проджекта, сам спец по продажам как раз ставит и расписывает планы, исходя из потребностей собственника, разбивает эти планы на частности (дни, недели…) и приступает к выполнению, корректировке, извлечению прибыли для себя и собственника. Конечно, он “на берегу” договаривается с собственником о системе мотивации. Если есть проджект, он, конечно, в этом процессе участвует, если его нет, собственник напрямую это делает сам.

И, конечно, каждый из приведенных специалистов и собственник, в том числе, каждый в своей части отвечает за продажи. Но кто-то непосредственно, а кто-то опосредовано.

Вот, собственно, мини-обзор, кто за что отвечает и что от кого требовать.

Обычно для облегчения работы (когда я вижу, что это нужно), я даю регламенты Экспертам/ собственникам компаний по работе тех или иных специалистов и тогда все понимают что, зачем, когда и почему.

Если у вас есть вопросы, пишите, смогу, отвечу.

P.S. Я тут задумала написать одну большую научную статью о том, кто за что отвечает из специалистов, как все сейчас переиначено и насколько это обосновано. Обязательно поделюсь. А почему именно научную, так как оттуда идут все истоки, и потому, что просто почти каждый известный ныне инфоспециалист на свой взгляд переиначивает определенную специальность. Многие другого не знают и не хотят заглядывать в такие книги, вот и стали требовать от других того, чего не должны эти специалисты уметь, а иногда не требуют того, чего должны уметь. Вот поэтому и решила я это сделать. А я то человек науки) Вы знаете. Поделюсь обязательно!

До встречи!

#екатеринаматросова#маркетинг#стратегия#стратегическиймаркетинг#бизнесразвитие#бизнеспроцессы#островинно#иномаркетинг#продажи#специалисты#собственник#