В Волгоградской области проживают представители более 130 национальностей, многие из которых имеют многовековые традиции боевых искусств. Как эти традиции развиваются сегодня, где можно узнать о них больше, а также как овладеть проверенными веками боевыми практиками?
Необычайно расширить возможности
Одно из самых известных и популярных в наши дни национальных боевых искусств с многовековыми корням – это, безусловно, тхэквондо.
«Тхэквондо — научно обоснованный способ использования тела в целях самообороны, позволяющий необычайно расширить диапазон индивидуальных возможностей человека, – рассказали в организации «Ассоциация глобального тхэквондо Волгоградской области». – Составляющие этого боевого искусства корнями уходят в культуру народов Юго-Восточной Азии, прежде всего корейскую национальную культуру. Эта дисциплина развивает у тех, кто занимается, чувство справедливости, твердость, гуманизм и целеустремлённость».
«Даже если заниматься тхэквондо только с оздоровительной целью, то полученное в процессе занятий наслаждение полностью оправдает затраченное время, – убеждён один из тренеров по данной спортивной дисциплине Сергей Веселовский. – Так называемое оздоровительное тхэквондо одинаково пригодно для молодых и пожилых, женщин и мужчин, для всех».
Это боевое искусство необычайно популярно и среди молодёжи – так, весной 2023 г. в Волжском прошли межрегиональные соревнования по тхэквондо. Приятно, что в общекомандном зачёте победили ребята из волгоградского спортивного объединения «Боевая Русь». Здесь занимаются десятки юных волгоградцев, в первую очередь из южных районов города-героя.
Многие из ребят регулярно побеждают на состязаниях регионального и российского уровня. Но куда важнее то, что молодёжь – кстати, совершенно разных национальностей – заодно впитывает дух и философию справедливой силы, приобретает уверенность, что ты способен защитить себя и других.
О традициях национальных боевых искусств можно было узнать и на прошедшем в мае 2023 г. в селе Малые Чапурники Светлоярского района большом национальном празднике Сабантуй. С 1993 г. он приобрёл статус областного, его проводят как фестиваль национальных культур всех народов, населяющих Волгоградскую область.
– Сабантуй – это большой праздник наших друзей – татар, объединяющий и многие другие народы, – отмечает руководитель молодёжного крыла областной общественной организации «Дом дружбы» Раджаб Ахмедов. – Только здесь, в Светлоярском районе, проживают люди более шестидесяти национальностей, и общий праздник объединяет всех.
Кто самый сильный батыр?
Когда традиции празднования Сабантуя начинали возрождаться на светлоярской земле, в его программе значились только татарские национальные игры. Теперь к ним добавилось много других, включая забавы казахские, калмыцкие, русские и т. д. Но в центре внимания остаётся татарская национальная борьба на поясах кэрэш. Каждый гость Сабантуя в возрасте от 18 лет и старше может записаться для участия в бойцовском турнире.
«Соперники борются с помощью полотенец, – разъясняет судья турнира, сотрудник спортшколы олимпийского резерва Владимир Размиров. – Им нужно оторвать соперника от ковра и сделать бросок. Сваливать с ног соперника, цеплять его ногами правилами запрещено. Чистую победу одерживает спортсмен, если его соперник оказался лежащим на земле или перекатился через спину. Лучший, самый сильный батыр турнира по борьбе кэрэш по традиции получит в награду барана».
Кстати, в турнире нынешнего года легко одолел своего соперника житель Красноармейского района Волгограда Никита Орлов, который много лет занимается такими популярными видами восточных и отечественных единоборств, как дзюдо и самбо.
Только мы с конём...
На тех же площадках Сабантуя зрители наблюдали и за другими мастерами боевых искусств – воспитанниками Волгоградского казачьего конноспортивного клуба под руководством Юрия Тарабановского. Ребята показали высочайший класс верховой езды, владения оружием, а также фланкировки. Всё это неотъемлемая боевая казачья традиция, которой с удовольствием овладевает молодое поколение. Это боевое искусство не только воспитывает отвагу, ловкость, выносливость, но и пригодится в дальнейшей жизни, на службе Отечеству.
Именно с целью укрепления и развития боевых казачьих традиций в регионе с 2012 г. проводится областной фестиваль традиционной казачьей культуры «Золотой щит – казачий Спас». Неизменно он проходит в Кумылженском районе, в природном парке «Нижнехопёрский». На практические занятия по боевому искусству в окрестности станицы Кумылженской каждое лето съезжаются воспитанники кадетских корпусов, школьных казачьих отрядов, спортивных и военно-патриотических клубов, мастера русских боевых искусств из Волгоградской области и других регионов России.
«В рамках фестиваля в палаточном лагере на берегу Хопра проходят учебно-тренировочные сборы: известные инструкторы обучают рукопашному бою и приёмам самообороны, преодолению препятствий, оказанию первой помощи, основам джигитовки и другим прикладным воинским навыкам», – рассказали организаторы.
Если вернуться к сборам для юных казачат, то на фестиваль «Золотой щит – казачий Спас» специально приглашаются опытные инструкторы и преподаватели. Среди них есть и бессменный инструктор, атаман одного из казачьих обществ Сергей Шалимов.
«В моих тренировках участвуют и дети, и родители, – отмечает Шалимов. – Они наравне с молодым поколением, например, с увлечением учатся метать ножи. Считаю, такие занятия укрепляют взаимопонимание, дух общности в семьях, что так важно сейчас».
То же самое можно сказать о любом боевом искусстве. Готовность к защите близких и Отечества, вера в свои силы, преданность общим национальным корням и своему народу – вот это объединяет разные боевые искусства и разных людей, которые продолжают лучшие традиции боевых практик отцов и дедов.
В драке на кулаках был свой кодекс чести
«В каждый большой праздник в казачьих станицах проходили привычные гульбища и игрища, на которых мальчики показывали свои умения, – рассказывает краевед-исследователь, директор Чернышковского казачьего музея Михаил Луночкин. – Подобные состязания назывались «шермиции». В них было 10 дисциплин коллективных состязаний, среди которых соревнования по владению шашкой, пикой и луком, борьба «на ломка», скачки, джигитовка и другие. Одним из видов «шермиции» был и кулачный бой.
Кулачными боями отмечали наиболее значимые события в жизни казачьей общины: «растряс лугов», окончание сбора урожая, а также важнейшие календарные праздники: престольные, Масленицу, Пасху, Троицу.
Нормы ведения кулачного боя были строгими. Перед началом боя противоборствующие партии заранее обговаривали условия: биться «до бреши в стенке», «до полного разгона», «до черты» и т. д. Во время боя старики следили за выполнением запретов и правил: не бить лежачего, не бить сзади («только в лоб»), бить только руками в голову и корпус. Категорически запрещалось вкладывать в кулак свинчатку.
Люди, отличавшиеся недюжинной силой, накладывали на себя самозапрет на участие в массовых боях. При обсуждении боя полагалось хвалить противников или товарищей по бою, о себе лично никто не упоминал: это было не принято и считалось признаком дурного тона».
Кстати
- Перевод слова «тхэквондо» такой: корейское «тхэ» означает «выполнение удара ногой в прыжке или полёте», «квон» – «кулак», «до» – «искусство, путь» – путь истины, проторённый в прошлом, покрытый сакральной мудростью.
- По одной из версий, общее название свода казачьих боевых дисциплин «шермиции» происходит от старинного славянского слова «шермовати» – буквально «действовать оружием».
Публикация подготовлена в рамках проекта «Между Волгой и Доном»