Да здравствует свободный Квебек!/ Vive le Québec libre!
Известный лозунг, который президент Франции Шарль де Голль произнёс в своей приветственной речи к монреальцам вечером 24 июля 1967 года с балкона здания мэрии, когда находился с визитом в Канаде на открытии выставки «Экспо-1967».
Де Голль, внимательно следивший за развитием движения за самоопределение в Квебеке, мечтал об образовании независимого франкоязычного государства в Северной Америке. В 1963 году на заседании кабинета министров он заявил: «Я верю, что будет существовать Французская республика Канады. Сейчас французская Канада переживает расцвет. Однажды она отделится от английской Канады, потому что для французских канадцев противоестественно вечно находиться под английским господством».
Накануне отъезда в Канаду Шарль де Голль в неофициальной обстановке сказал: «Единственно возможное будущее для Французской Канады — это стать суверенной», также он признался своему зятю - де Буасьё в том, что в Квебеке он планирует «нанести сильный удар, который нужен для исправления ошибок Франции», бросившей 70 000 своих граждан на произвол судьбы после захвата Квебека англо-американскими силами в 1760 году (договор передачи Канады в пользу Великобритании даже не упомянул право франкоканадцев на сохранение официального статуса за французским языком, что поставило его в очень уязвимое положение перед британскими властями, взявшими курс на англификацию франкоканадского населения).
Де Голль выступил с речью без подготовки, вдохновлённый собравшимся на площади ликующим народом. Свою речь с балкона Монреальской ратуши де Голль начал с параллели между 1944 и 1967 годами и рассказал, что чувствовал себя в этот раз в Квебеке в такой же атмосфере, что и во время освобождения Франции. Затем он повторил собравшимся свои тезисы о доверии Франции к Квебеку и стремлении его страны оказать содействие канадской провинции в движении вперёд и развитии сотрудничества. В заключение де Голль воскликнул «Да здравствует Квебек!» (фр. «Vive le Québec!»), а затем добавил: «Да здравствует свободный Квебек!» (фр. «Vive le Québec libre!»), подчеркнув в микрофон слово «свободный». Толпа в ошеломлении от упоминания свободного Квебека устроила оратору овации.
Речь президента Де Голля вызвала международный скандал. Речь президента Франции была расценена как провокация. Франко-канадские отношения были надолго испорчены. Так или иначе, во франко-канадской среде ускорилось уже назревшее к этому времени движение за расширение прав автономии, возвращение французскому языка статуса единственного официального языка провинции Квебек, а также отстранения англо-квебекского меньшинства от монопольного управления экономикой Квебека, получившее впоследствии обобщённое название «Тихая революция».