Найти тему
Вести: Приморье

19 октября 1889 г. Владивосток обзавелся первым настоящим китобойным судном

Оно было построено в Норвегии по заказу владивостокского предпринимателя Акима Григорьевича Дыдымова и названо им «Геннадий Невельской», – сообщают «ВЕСТИ: Приморье» со ссылкой на «Энциклопедию Приморья».

Конечно, и до Дыдымова в Приморских водах исправно добывали китов и русские и иностранцы… Американцы с норвежцами к середине XIX в. свои воды от китов уже подчистили, а у нас китов хватало, и бить их им никто не мешал.

Первыми российскими китобоями на Тихом океане были О.В. Линдгольм с партнерами и А. Эльсфберг. В Амурском заливе в 1871 г. на переоборудованных под китобойные торговых судах промышлял китов вольный шкипер Ф.К. Гек.

Но первым нашим человеком, поставившим китобойный промысел в Приморье на промышленную основу, стал отставной капитан второго ранга А.Г. Дыдымов. В 1887 г. на деньги, вырученные от продажи имения в Тульской губернии, и госсубсидию в 50 000 руб. он построил в Норвегии китобойное судно «Геннадий Невельской». 25-ти м длиной, 5 шириной и скоростью до 12 узлов оно было оснащено гарпунной пушкой, новейшей паровой лебедкой и компрессором для накачки добытого кита воздухом. 19 октября 1889 г. «Невельской» пришел во Владивосток. Губернатор барон Корф на радостях подарил его владельцу конфискованную американскую шхуну «Надежда».

Охота на кита. Иллюстрация с сайта Энциклопедия Приморья
Охота на кита. Иллюстрация с сайта Энциклопедия Приморья

Первого кита добыл Дыдымов 10 ноября в б. Врангеля. Зимой у берегов Кореи – еще 20. За соленое китовое мясо выручил Дыдымов в Японии $ 14 тыс. На эти деньги в б. Гайдамак построил он береговую базу и жиротопный завод. До зимы у Сахалина было добыто еще 50 китов. Но в декабре 1890 г. «Невельской» с Дыдымовым исчезли бесследно у берегов Кореи. И даже фото свои нам не оставили...

На смену пришел отставной лейтенант Отто Гуго Ойген Жанно Генрих граф Кейзерлинг, который, выйдя в отставку, изучил китобойное дело в Норвегии. Затем, получив госсубсидию в 125 000 руб., там же, в Норвегии, купил два китобойных судна – «Николай» и «Георгий». С 1891 по 1896 гг. ими «упромышлено» 700 китов, мясо и ус которых проданы в Корее.

-3

В 1899 г. было учреждено «Тихоокеанское китобойное и рыбопромышленное акционерное общество графа Г.Г. Кейзерлинга и К°» с капиталом в 1,5 млн руб. Кроме китобойного промысла, оно также занималось рыбной ловлей, производством консервов, судоремонтом и проч. Располагая 9 судами, только от продажи китовой продукции в 1899-1902 гг. компания получила 763,6 тыс. руб.

В начале русско-японской войны несколько судов Кейзерлинга, стоявшие на ремонте в Японии, были японцами конфискованы. Русский китобойный промысел на Тихом океане практически прекратился. В 1923 г. норвежская китобойная компания «Вега» получила концессию на промысел в наших водах. В 1925-26 гг. она добыла 686 китов, но под тяжестью налогов в 1927 г. из Приморья ушла.

Через 2 года — в 1929 г. на добычу китов в морях Дальнего Востока вышла первая китобойная флотилия СССР, которая называлась «Алеут» и которая исправно делала свое дело до 1967 г.

На литографии неизвестного автора XIX века: охота на кита

На фото: Отто Линдгольм и Генрих Кейзерлинг

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц