Оно было построено в Норвегии по заказу владивостокского предпринимателя Акима Григорьевича Дыдымова и названо им «Геннадий Невельской», – сообщают «ВЕСТИ: Приморье» со ссылкой на «Энциклопедию Приморья».
Конечно, и до Дыдымова в Приморских водах исправно добывали китов и русские и иностранцы… Американцы с норвежцами к середине XIX в. свои воды от китов уже подчистили, а у нас китов хватало, и бить их им никто не мешал.
Первыми российскими китобоями на Тихом океане были О.В. Линдгольм с партнерами и А. Эльсфберг. В Амурском заливе в 1871 г. на переоборудованных под китобойные торговых судах промышлял китов вольный шкипер Ф.К. Гек.
Но первым нашим человеком, поставившим китобойный промысел в Приморье на промышленную основу, стал отставной капитан второго ранга А.Г. Дыдымов. В 1887 г. на деньги, вырученные от продажи имения в Тульской губернии, и госсубсидию в 50 000 руб. он построил в Норвегии китобойное судно «Геннадий Невельской». 25-ти м длиной, 5 шириной и скоростью до 12 узлов оно было оснащено гарпунной пушкой, новейшей паровой лебедкой и компрессором для накачки добытого кита воздухом. 19 октября 1889 г. «Невельской» пришел во Владивосток. Губернатор барон Корф на радостях подарил его владельцу конфискованную американскую шхуну «Надежда».
Первого кита добыл Дыдымов 10 ноября в б. Врангеля. Зимой у берегов Кореи – еще 20. За соленое китовое мясо выручил Дыдымов в Японии $ 14 тыс. На эти деньги в б. Гайдамак построил он береговую базу и жиротопный завод. До зимы у Сахалина было добыто еще 50 китов. Но в декабре 1890 г. «Невельской» с Дыдымовым исчезли бесследно у берегов Кореи. И даже фото свои нам не оставили...
На смену пришел отставной лейтенант Отто Гуго Ойген Жанно Генрих граф Кейзерлинг, который, выйдя в отставку, изучил китобойное дело в Норвегии. Затем, получив госсубсидию в 125 000 руб., там же, в Норвегии, купил два китобойных судна – «Николай» и «Георгий». С 1891 по 1896 гг. ими «упромышлено» 700 китов, мясо и ус которых проданы в Корее.
В 1899 г. было учреждено «Тихоокеанское китобойное и рыбопромышленное акционерное общество графа Г.Г. Кейзерлинга и К°» с капиталом в 1,5 млн руб. Кроме китобойного промысла, оно также занималось рыбной ловлей, производством консервов, судоремонтом и проч. Располагая 9 судами, только от продажи китовой продукции в 1899-1902 гг. компания получила 763,6 тыс. руб.
В начале русско-японской войны несколько судов Кейзерлинга, стоявшие на ремонте в Японии, были японцами конфискованы. Русский китобойный промысел на Тихом океане практически прекратился. В 1923 г. норвежская китобойная компания «Вега» получила концессию на промысел в наших водах. В 1925-26 гг. она добыла 686 китов, но под тяжестью налогов в 1927 г. из Приморья ушла.
Через 2 года — в 1929 г. на добычу китов в морях Дальнего Востока вышла первая китобойная флотилия СССР, которая называлась «Алеут» и которая исправно делала свое дело до 1967 г.
На литографии неизвестного автора XIX века: охота на кита
На фото: Отто Линдгольм и Генрих Кейзерлинг