Ландшафтная экспозиция «Японский сад» в ботаническом саду им. Цицина. сооружена в 1983–1987 годах по проекту известного японского ландшафтного архитектора Кена Накадзимы.
На территории сада расположены каскады небольших водопадов, пруды с островами, павильоны в традиционном японском архитектурном стиле, 13-ярусная пагода и каменные фонари.
Первыми в японском саду ставят ворота, которые символизируют вход в рай, потому что сад — это рай на земле. Эти ворота привезли из самой Японии.
Японские пагоды отличаются многоярусностью и яркими расцветками, они бывают с тремя, пятью или тринадцатью ярусами. Кроме своей красоты и глубинного смысла, пагода ещё и обладает высокой сейсмостойкостью за счёт рациональности конструкции.
Центральный стержень здания лёгок и гибок, а башенный остов более массивен. Собственные частоты колебания у них очень разные, поэтому, когда во время землетрясения один элемент здания начинает резонировать, второй гасит колебания и здание не раскачивается. Это очень актуально для страны, где землетрясения случаются нередко.
Пагода всегда является композиционным центром японского сада. Если японский сад создавать по традиционным канонам, то пагода - второй объект, который строится в саду после ворот на высоком месте, которым может послужить любая естественная возвышенность на участке или же насыпной холм.
Вообще японский сад - это модель буддийского рая, поэтому число ярусов - тринадцать, имеет очень важное значение: это число областей обитания Будды, пришедшее в японский буддизм из китайского ламаизма (тибетский буддизм).
Пагода в японском саду символизирует здание буддийского храма, одухотворяя окружающее пространство присутствием Будды, поэтому после открытия сад освещал синтоистский священник - каннуси. Возраст данному культовому сооружению - более 200 лет. Пагода специально была доставлена из Японии при строительстве этого сада.
Мост в японском саду имеющий зигзагообразную форму, называется яцухаси (Yatsuhashi). Его сложная, ломаная линия символизирует сложный путь постижения истины.
Форма моста представляет собой кривую линию, имеющую обычно до восьми изломов: в Японии такой мост ассоциируется с непростым путем, который проходит человеческая натура в попытках постичь суть бытия.
Яцухаси символизирует восьмиступенчатый путь постижения истины и бренность физического существования. От китайцев пришла символика дао, поэтому мост символизирует путь в рай и бессмертие, это дорога, ведущая из мир людей в мир природы. Мост вообще - символ перехода, имеющий много значений. Весной вокруг яцухаси начинают расти ирисы, которые олицетворяют рисовые поля.
Фонари тоже очень важны для японского сада, при входе всегда устанавливают Касуго-торо, обозначая вход. Фонарь Оки-гата устанавливают в определенной композиционной точке в сочетании с камнями, водоёмами и растениями.
Фонари на ножках Юкими-доро ставят для ритуала любования снегом. Они имеют в качестве основания не стойку, а от одной до шести изогнутых ножек, и широкий "зонт" — крышу с навершием, низким или отсутствующим. Традиционное размещение — у воды, причём трехногий фонарь часто имеет две ноги в воде и одну на суше.
Настоящий японский сад немыслим без беседок. Они, как правило, выполнены в виде пагод — культовых сооружений. Для таких беседок характерны загнутые углы, использование только натуральных материалов и украшение вьющимися растениями. В Японии есть свои строгие правила строительства и расположения беседки.
Цукубаи — небольшой традиционный японский бассейн ритуального назначения. Цукубаи изготавливаются из цельного камня, могут украшаться иероглифами и религиозными символами. Вода поступает через бамбуковую трубу. Цукубаи снабжаются специальными деревянными ковшиками.
Изначально подобные бассейны были атрибутами буддийских храмов Японии и служили для ритуального омовения рук и полоскания рта. Как и тясицу, цукубаи являются неотъемлемой частью традиционной японской чайной церемонии. Иногда какэи дополняются несложным бамбуковым механизмом, который издаёт стук с определённой периодичностью.
На экспозиции произрастает около 70 видов растений, некоторые из которых привезены с японского острова Хоккайдо — это знаменитая сакура, рододендрон японский, клен моно.
Сосна с кривым стволом стала одним из символов Японии, олицетворяя собой непокорность стихии, я также является символом постоянства и долголетия.
Новогоднее украшение из сосны («кадомацу») используют на Новый год, выставляя её около входа в дом: считается, что на вершину выставленной перед домом сосенки спускается божество наступающего года. Хотя в Китае сосны начали ставить раньше, в Японии этот обычай получил боле широкое распространение. Через несколько дней после нового года «кадомацу» полагалось сжигать. К этому времени божество возвращалось в горы.
Момидзигари — любование красными листьями, еще японцы называют это шестым временем года. В Японии растения очень почитаемы, но для японских садов они не в приоритете.
Самое главное — это камни. Японцы придают большое значение символике, поэтому в саду много разных символов, без которых японский сад был бы не японский.
В японском саду камней камни иногда символизируют горы (в частности, Хорай, легендарный дом Восьми Бессмертных в даосской мифологии); или это могут быть лодки или живые существа (обычно черепаха или карп). В группе это может быть водопад или журавль в полете.
Сад имеет свое неповторимое очарование в каждый сезон года, но, пожалуй, самое удивительно красивое время в Японском саду — осень.
Багряно-красные листья кленов, розовые коробочки бересклетов, темно-багровые листья рододендронов создают иллюзию повторного цветения.
Взрослый билет в выходные стоил 450, в другие дни 350.
Вот такая красота.