Найти тему

Проклятье! Пустеет голова, когда садимся что-нибудь печатать...

Частая история у писателей, блогеров, журналистов: в течение дня появились идеи для новых текстов, но стоит только сесть за компьютер — и всё! Теряются мысли, интересные задумки. Бывает реально ощущение, что «радиоволна сбилась» у нашего внутреннего приёмника — много чего хотелось написать, но садясь за компьютер теряется всё, а голова становится словно пустая. Что это за проблема и есть ли у неё решение?

Личный опыт. «Идей нет», либо «идеи ушли». Как я это преодолел

Начну сразу с личного опыта. Текстов я в жизни написал очень много. Дзен — это так, верхушка айсберга, честно говоря. Даже здесь уже недавно прошёл порог в 400 публикаций. Это при том, что я не гонюсь особо за количеством, а большая часть моих текстов — так называемые лонгриды (длинные тексты, на чьё прочтение нужно минут 10).

Всегда ли было мне легко? Когда как. Некоторые тексты получились вымученные — и это видно. Иные получились нормальные, но что при этом пришлось преодолеть! Третьи писались легко и непринуждённо. Четвёртые писались в волшебном, эзотерическом состоянии, когда даже и не вспомнишь, как их писал — они словно родились самостоятельно.

Написание текстов — нелёгкая работа, хотя и творческая. Часто бывает, что идеи были, но стоит взяться за перо или клавиатуру — и в голове полная пустота (C) Здесь и далее: Igor Kuchaev & DALL-E 3
Написание текстов — нелёгкая работа, хотя и творческая. Часто бывает, что идеи были, но стоит взяться за перо или клавиатуру — и в голове полная пустота (C) Здесь и далее: Igor Kuchaev & DALL-E 3

В целом, описываемую проблему я преодолел. Ситуаций, когда сидишь за компьютером и не можешь сформулировать мысли, либо вспомнить точно, о чём хотелось написать, давно уже нет. Случаются истории, когда хотелось бы порыва и вдохновения, но этого всего нет. К сожалению, вот это я ещё не поборол до конца, оно в процессе, но тоже потихоньку получается.

💡 Как это всё преодолел? Коротко, я просто понял источники проблем и нашёл работающие способы их преодоления. Плюс, сказывается и большой опыт написания текстов. Так что поделюсь своими мыслями и наблюдениями. Не факт, что работающие у меня способы сработают у вас, но попробовать всегда стоит. В конце концов, многие способы универсальны и вполне подходят всем.

Сформулируем проблему

Хотим решить проблему? Тогда надо её в первую очередь попробовать сформулировать.

Итак, мы имеем дело с двумя вариантами проблемы.

✔ В первом случае выглядит всё так: в течение какого-то времени в голову пришло много идей, включая даже фрагменты текста, но стоит сесть за компьютер — мысли все уходят, а дело тормозится.

✔ Второй случай очень похож на первый. Хотим написать что-нибудь, садимся за компьютер — и либо забываем, что хотели сделать, либо даже пишем, но понимаем, что это совершенно не то, что изначально задумывалось.

👉 В обоих случаях можно испытывать ещё и лютое напряжение, и эмоциональную досаду. Физические ощущения такие, словно энергия куда-то утекла. Кстати, забегая вперёд, это не просто красивые слова. Всё действительно так.

Как же это всё вместе называется? Я называю это психический феномен «блокировкой писателя» или «Буксующим Писателем».

Буксующий писатель
Буксующий писатель

Причины блокировки писателя

С примерным описанием проблем разобрались. Впрочем, всё индивидуально — финальная картина может сильно отличаться от человека к человеку, но суть одна: не можем начать, продолжить или закончить работу над текстом. Не важно, что за текст: по работе ли он, для души, для дела (или тела). Работа стопорится!

Пройдёмся по некоторым причинам. Оговорюсь, что причин может быть сразу несколько, ну и список этот далеко не исчерпывающий.

Отвлекающие факторы, эмоции, физическое состояние автора

Это множество самых разных факторов. В основном, это или жуткая усталость общая (энергия ушла на другие дела, либо банальный недосып), или эмоциональные факторы. Даже яркие положительные эмоции иногда мешают, а что уж говорить об эмоциях отрицательных.

Та же история с настроем — эмоциональный фон важен. Лучше, если он ровный, а ещё лучше, когда автор находится в состоянии потока, полный вдохновения. Настрой и эмоциональный фон можно пробовать менять. Если нет ярких отрицательных эмоций, то очень даже может всё получиться. А вот когда горе, печаль, ссоры накануне — какое здесь может быть творчество?

Отвлекающие факторы. Всё индивидуально, но некоторые могут прекрасно абстрагироваться от окружающей их действительности, с её отвлекающими моментами и раздражителями. Других же могут даже собственные «левые» мысли отвлекать. Как бы там ни было, отвлекаться — плохо. Такое заставляет переключаться и снова возвращаться в задачу. Переключение и переключаемость — хороший навык, но сам этот процесс трудозатратный. Рекомендую научиться двум вещам, если это ваш случай:

👌 Научиться не отвлекаться. Забивать на раздражители. Лучше выглядеть со стороны чудно, чем отвлекаться, раздражаться и не сделать своё дело

👌 Научиться многозадачности и переключаемости. Точнее, надо наработать эти связанные навыки. Один легко переключится и вернётся в поток, словно ничего и не бывало, а второй будет долго и упорно восстанавливаться.

Для этого рекомендую упражнения, описанные в моих прошлых публикациях.

👉👉 Медитация по Ивану Павлову

👉👉 Упражнения для развития многозадачности и переключаемости. Единственное, там в основном упражнения для детей, но их можно адаптировать и для взрослых.

👉👉 Медитативные упражнения с руками. Развивают внимание и «погружаемость в контекст»

Работа над текстом — как отвлекающий фактор

Отдельно ещё хотелось бы упомянуть такую вещь, как отвлечение на что-то в процессе написания текста. Звучит несколько абсурдно, но работа над текстом может отвлекать сама по себе, создавая эффект, которому посвящена эта статья.

Скажем, мы формулируем мысль. Отдельную главу или абзац. И тут вдруг запнулись. Не знаем, что можно написать. Не стоит сильно париться — надо переходить к следующим разделам, а на проблемном разделе поставить меточку, что нужно вернуться позже. Та же история с редактурой и корректурой: не занимайтесь этим одновременно с написанием. Это может здорово отвлекать от работы над текстом. Пишите как есть, а редактируйте потом. Конечно, по возможности. Просто у многих из нас есть привычка исправлять текст сразу же. В принципе, это хорошо, но можно потерять волну. Потеряв волну, будет уже не до редактуры.

Отсутствие задания и плана

Идеальный сценарий, если план в голове прям чёткий, вбитый и находящийся прямо в психике. С короткими заметками, кстати, это работает, но с большими текстами уже вряд ли.

🤔 Частая история — вроде понимаем что писать, но без написанного плана не получается всё выразить как надо

💡 Чем здесь можно себе любимому помочь? Надо делать план публикации. Пускай коротенький, с небольшими тезисами — но это уже лучше, чем совсем ничего. Как работать с «большими» текстами, я уже писал на страницах канала. Рекомендую, если ещё не читали.

Сопротивление бессознательного

Бессознательное имеет над нашей жизнью и деятельностью огромную власть. По сути, большая часть наших дел так или иначе регулируется бессознательным. И это нормально. Проблема, когда бессознательное вставляет палки в колёса и мешает нам.

Усталость, словно писал очень долго длинный текст, при том, что не написал ни строчки — это не очередная поэма о лодырях. Нет. Это как раз вот так сопротивляется бессознательное. Кажется, что ничего не сделал, но на самом деле делал — просто всё происходило в мозгу, затрачивая при этом море энергии.

💻🕹 Происходящее можно сравнить с работой компьютера. Зависает компьютер: некий процесс отъел всю память и/или процессорное время. В итоге, компьютер как будто «не работает», находится в замороженном состоянии, но если попробовать увидеть монитор процессов — видно, что там ужас. Всё перегружено.

Также происходит и с психикой человека. Процесс запущен, но невидим внешнему миру. При этом энергия вся уходит на его обслуживание. На основную работу её не остаётся.

🧐 Отсюда сонливость во время серьёзных дел и работы, непонятная усталость, нежелание что-то делать, чувство, что ничего не соображаешь — и так далее.

Почему же оно так происходит? Написание текста — сложный, энергозатратный, комплексный психический процесс. Энергии на это надо море. Мозг и психика же по своей природе стараются такие ситуации минимизировать. Потому и противятся этому.

Как решается проблема? Нужна мотивация, нужно преодоление сопротивления. Если начальное сопротивление преодолеть, то рано или поздно наступает момент, когда ощущаем прилив сил. Это как с подъёмом по утрам. Можно будильник каждые 5 минут переставлять, надеясь за это время выспаться. Можно же встать и попытаться в течение 10-15 минут первых как-то преодолеть утренний недосып. Через какое-то время будет прилив энергии.

Решают проблему и структуризация текстов. И предварительная работа над идеями, которые хочется описать. Если мы их записали — точно вспомним.

Дуализм и двойственность

Наконец, есть ещё несколько причин, показывающих двойственность в таком процессе, как создание текстов. Анализ и синтез. Поиск идей (медиум) и их реализация (суггестор). Или «писатель» и «редактор», о чём я уже говорил выше.

Двойственность и дуализм. Оно бывает и при работе с текстами, при писательстве
Двойственность и дуализм. Оно бывает и при работе с текстами, при писательстве

Преодолевается всё это чередованием и правильным переключением режима. Последовательно делаем одно, и лишь потом уже переходим к другому режиму.

Проще рассказать предметно о каждой двойственности.

Анализ и синтез

Коротко, работая над текстами, мы либо разбираем каждый момент отдельно — это называется анализ — либо синтезируем, то есть собираем факты, знания воедино, в нечто новое и целое.

Беда в том, что мозгу лучше всего работается, когда он конкретно сейчас в режиме синтеза, либо в режиме анализа, без попытки одновременно выполнять обе работы сразу. Стройте работу так, чтобы переключение режимов происходило плавно. Нужно разбить написание текстов, а иногда между синтетическими и аналитическими участками стоит даже делать перерывы. Здорово помогает!

Поиск мыслей, идей — и попытки их реализовать. Медиумы и суггесторы

А вот теперь волшебство. Точнее аналогии с волшебным миром.

Бывают медиумы. Те самые, с магическими шарами и картами. Это те, кому хорошо даётся поиск новых идей, либо нестандартный взгляд на мир. Ещё их можно назвать созерцателями или слушателями. Суть в том, что их психика настроена на восприятие мира и попытку его понять.

Поиск мыслей и идей — это как раз режим «Медиум».

Бывают суггесторы. Те, кто гипнотизирует. Боевые маги, кто может колдовать, меняя мир. Если без магии: это те, кто мир меняют, делают его, творят. Да, по каким-то схемам и идеям. Возможно (и довольно часто) не своим. Они реализуют в мире некие идеи и представления.

Одни идеи находят, а другие их реализуют. Впрочем, кто сказал, что обе роли нельзя совмещать? Можно быть и медиумом, и суггестором. Просто помним, что это разные режимы мозга. Придётся переключаться, а переключение —  энергозатратный процесс.
Одни идеи находят, а другие их реализуют. Впрочем, кто сказал, что обе роли нельзя совмещать? Можно быть и медиумом, и суггестором. Просто помним, что это разные режимы мозга. Придётся переключаться, а переключение — энергозатратный процесс.

Действительно, хватает людей, кто может оба режима совмещать. Они переключаются. Одновременно не получится быть и тем, и другим. Поиск идей к тексту — это режим медиума, а написание текстов — это, считайте, режим суггестора. Можно делать и то, и другое, но переключаясь. Просто это разные режимы, разные психические состояния.

Так что в течение дня лучше всего собирать идеи и где-то их фиксировать. Пусть это будет блокнот, телефон, а лучше — голосовая запись. Берём привычку записывать всегда что-то интересное, что вдруг всплыло в психике из недр бессознательного. И не пробуем сразу из этого тексты писать. Не получится нормально это сделать.

А вот потом выбираем время, анализируем все записанные идеи. Выбираем понравившиеся и уже как следует их прорабатываем. Пишем уже к ним планы. Ну, а дальше садимся за текст с полным представлением о том, как он должен выглядеть.

Во время написания, впрочем, могут происходить осенения (инсайты), что вот сюда ещё это можно вставить и об этом написать. Вот тут уже смело фиксируем инсайты — ведь план, скелет текста у нас уже есть. Не отвлечёмся и не пропадём.

Ещё о двойственности в нашей жизни можно почитать здесь. Тут речь шла о разнице между экспериментаторами и теоретиками.

Как я работаю над текстами? Мои рабочие приёмы

Вообще, у этой статьи будет продолжение. Я расскажу обязательно о том, как запустить творческие, креативные способности, как их наработать. Дам подробные практические упражнения, как генерировать идеи. Можно будет даже челлендж на эту тему провести среди читателей. Так сказать, попрактикуемся в упражнении все вместе.

💥 Лично я идеи будущих статей всегда фиксирую. Их всплывает очень много. И почти всегда спонтанно. Меня иногда спрашивают, откуда это всё берёте — так это всё приходит из жизни. Далеко не всё просто успеваю записать и вам рассказать.

🤔 Кстати, написание статей мне даётся потяжелее, чем писательство книг. Книги проще пишутся. Это правда. Впрочем, знаю людей, даже здесь на Дзене, кто страдает от противоположной проблемы: легко пишут заметки, но каждая глава книги даётся с трудом и лютой болью.

✔ С книгами проще в моём случае потому, что перед тем, как мне сесть писать, я уже точно знаю почти всю её структуру. Да, что-то дописывается по ходу, но общая подробная концепция, скелет (даже с каким-то мясом) уже есть в голове. Образы героев, их манеры, типажи — всё это уже есть в голове. Остаётся только писать, фиксировать, потом редактировать.

Ещё, у меня большой опыт в написании компьютерных программ и компьютерной документации. Уже привычка всё прорабатывать и с разных уровней видеть, а самое главное — помнить. Причём в подробностях. Так что в работе с текстами важнее всего практика. Как меня учили в своё время — напиши, говорили они, 1000 текстов — будет успех. Будет само по себе получаться. И это правда, так действительно работает.

Статьи же пишутся ещё тяжелее, чем книги, потому что не хочется раздувать текст. При этом борешься с собой, потому что у меня лично привычка растекаться «мысью по древу», пытаясь в один материал впихнуть всё, что только может быть полезно. Далеко не все будут читать столько много. Ну, и сам публицистический жанр, далеко не самый любимый жанр сам по себе лично у меня.

Скажем, писать заметки из своей жизни, какие-то мемуары, поднимать эмоциональные темы — это проще. Я уж не говорю о художественной литературе, которая пишется иногда в таком состоянии, что даже не помнишь, как её писал — настолько фантастически всё происходит. Скажем, «Братская любовь» писалась на одном дыхании.

Да, потом пришлось помучиться, когда мне предложили пару глав дописать для полноты и сделать получше концовку. С этим пришлось поработать. Диалоги некоторые и мысли героев тоже приходится перед опубликованием детализировать, дописывать и переписывать. Но вот основная книга была написана буквально за 2-3 дня. Не всё ещё просто вышло.

Удачи в работе над текстами

Желаю всем удачи в работе с текстами и в преодолении состояния «Писатель забуксовал». Прошу поделиться в комментариях, какие проблемы при написании бывают у вас и как вы их преодолеваете.

Тема будет продолжена. В следующем выпуске обязательно расскажу о том, какими приёмами поиска, генерации и проработки идей я пользуюсь. Будут упражнения для наработки этого. Отдельно будут также упражнения на повышение креативности и пробуждения творческого начала. Для этого нужна будет серия упражнений. Думаю, что время от времени они будут выходить на канале.

Игорь Кучаев