Почему хорошие люди совершают плохие поступки? На этот сакраментальный вопрос есть много рассуждений, кому -то близко одно объяснение, кому - то совершенно противоположное. В своей одноименной книге Джеймс Холлис (американский психоаналитик), стоит на позиции юнгианской психологии. Рассмотрим и мы ответы на этот вопрос с позиции автора.
Психика человека структура совершенно не цельная, не единая и не единообразная. Она разобщена, многогранна и разобщена.
Наша психика -это совокупность расщепленных Я. При чем наше Эго думает, что они ей подконтрольны и подотчетны.
К сожалению, это не всегда так, но все наши Я по крайней мере осознаваемы. Наши сущности, как энергетические системы порой узурпируют власть над Эго, низвергают сознание, разыгрывают свои программы совершенно свободным образом. Причем не зависимо от того, известно ли нам об этом внутри самих себя. Эти части нашего Я совершенно могут не знать о существовании друг друга. Причем если их познакомить, не факт, что они друг другу понравятся или смогут хотя бы ужиться вместе.
Для К. Юнга-это и есть Тень. Тень-это не просто наше бессознательное. Тень не синоним Зла, а то, что нарушает наше ощущение самости, которое мы хотим удержать. Тень может совершать что-то такое, что другими людьми может расцениваться как Зло.
К пониманию этого взаимодействия Тени и Эго, подходит выражение: «Горнее копия Нижнего, а Нижнее копия Горнего и «в верху» и «внизу» все одинаково». Выражение приписывается древнеегипетскому Гермесу Трисмегисту (Трижды Величайшему, фигуре мистической, совершенно до конца так и не понятно существовавшему ли вообще в 1 веке д. н. э.). Это говорит о том, что ответственность за совершенное все равно будет лежать на самом человеке. Независимо от того осознает он свою Тень или все его части психики незнакомы с друг другом и действуют вопреки Эго.
Уникальность психики состоит в том, что, будучи взаимосвязанной индивидуальными, общечеловеческими, социальными, космическими аспектами с собственным Я, человека мало волнует как его индивидуальная психика связана, например с международными конфликтами, войной, политикой, если его это не касается лично. Если он не находится в эпицентре этих внутренних или внешних событий.
Мало кого из нас волнует, как его психика истолковывает или пересаживает свой образ во Вселенную. Человека волнует его личная, повседневная жизнь и его место в ней. Вот почему редко «работают шаблонные программы психологической самопомощи». Программы, которые предлагают быстрые личностные изменения. Потому что в них не учитывается сложность нашей психики. Не берётся в расчет то, что факты, формирующие нашу жизнь, часто оперируют вне сферы сознания.
Не рассматривается то, что части нашего Я могут действовать самостоятельно! Конфликтовать между собою, т. к. одну сторону не устраивает мотивы или программа другой части психики. Затягивать наше сознание в водоворот других желаний и поступков. Поэтому и хорошие люди совершают плохие поступки.
Политик, который яростно обличал коррупцию, и сделал на этом себе политическую карьеру, вдруг оказывается «жутким» взяточником. Или почему миллионы совершенно «приличных» людей тратят деньги на порнографию или интимные услуги? Почему самые обычные люди, обличая порок, и стоящие на страже морали могут быть глубоко порочными внутри? Дорожа близостью и любя человека, мы не способны его отпустить, хотя отношения себя исчерпали. Родители навязывают детям свои ценности, которым сами не всегда соответствуют, детям вместо того, чтобы помочь им обрести свои. Этот список можно продолжать бесконечно. Почему так много расхождений между ценностями, которые мы исповедуем, достоинствами, которые мы числим за собой и поведением? Наверное потому, что как произнес древнеримский поэт Теренцио: «Ничто человеческое мне не чуждо».
А вот как нам жить с мыслями, что я могу испытывать жестокие, порочные или корыстные чувства, по отношению к другим? Как научиться быть способным исследовать и принимать ответственность на себя за свои темные Я, когда они дают о себе знать?
Тут не обойтись без сильного самосознания и храбрости! Ведь куда проще обвинять других, отвергать, проецировать на кого угодно свои темные стороны. Или держать все под спудом и делать вид что ничего такого нет. Именно в такие моменты, нашей человеческой слабости, мы можем быть опасны для других. А путь принятия ответственности за свой выбор и возможные последствия-путь к своей Личности.
По словам К. Юнга: «Этот путь-акт большой нравственной силы, в нём заключена возможность снять с других наше бремя. Бесспорно-это на столько нравственно и полезно, что только способны сделать для тех, кто нас окружает».
Качество нашей жизни напрямую зависит от уровня осознанности, привносимой в нашу повседневную жизнь.Нужно попробовать ощутить все нюансы, всю глубину и сложность человеческой души. Чтоб не оставалось в неведении то, что притаилось в наших «подвалах». От нас зависит, подавляем мы свою Тень, проецируем на других или увидим в ней добро. Увидим созидательные и целительные энергии, помогающие достичь нам цельности. Которыми наполнено бессознательное-нормальные инстинкты, адекватные реакции, реалистические прозрения и творческие порывы.
Автор: Панчикова Ольга Павловна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru