Найти в Дзене

Английский мобилизационный ЗРК с ракетами ASRAAM

Последние события в мире наглядно подтверждают значение средств противовоздушной обороны. При этом как показывает практика, западные страны имели недостаточный набор не только систем ПВО, но и запасов ракет к ним. В этом нет ничего удивительного, страны НАТО изначально делали ставку на авиацию. Именно на ВВС на Западе возложена большая часть задач противовоздушной обороны инфраструктурных объектов и войск. В то же время, имеющийся опыт показывает, что наземные зенитно-ракетные комплексы и артиллерийские системы очень важны и востребованы, особенно для отражения ударов различных беспилотников. От вполне промышленных и внушительных по размерам и массе боевой части по типу «Шахедов» или переделанных из советских беспилотников Ту-141 «Стриж», до всевозможных поделок уровня кружка авиамоделирования, буквально собранных из «говна и палок». Например, полностью картонных или переделанных коммерческих моделей с Алиэкспресс. В таких условиях необходимо создавать адекватные средства ПВО недорого
Британской "мобилизационное ПВО" на базе Supacat HMT 600 с ракетами ASRAAM
Британской "мобилизационное ПВО" на базе Supacat HMT 600 с ракетами ASRAAM

Последние события в мире наглядно подтверждают значение средств противовоздушной обороны. При этом как показывает практика, западные страны имели недостаточный набор не только систем ПВО, но и запасов ракет к ним.

В этом нет ничего удивительного, страны НАТО изначально делали ставку на авиацию. Именно на ВВС на Западе возложена большая часть задач противовоздушной обороны инфраструктурных объектов и войск.

В то же время, имеющийся опыт показывает, что наземные зенитно-ракетные комплексы и артиллерийские системы очень важны и востребованы, особенно для отражения ударов различных беспилотников.

От вполне промышленных и внушительных по размерам и массе боевой части по типу «Шахедов» или переделанных из советских беспилотников Ту-141 «Стриж», до всевозможных поделок уровня кружка авиамоделирования, буквально собранных из «говна и палок». Например, полностью картонных или переделанных коммерческих моделей с Алиэкспресс.

В таких условиях необходимо создавать адекватные средства ПВО недорого и быстро. Необходимы комплексы, которые можно быстро развернуть и запустить в серийное производство, желательно не создавая специализированных боеприпасов к ним. Свой вариант мобилизационного ПВО смогли менее чем за год создать в Великобритании.

Эрзац-ПВО на грузовике Supacat HMT с ракетами ASRAAM

Новую британскую систему ПВО можно отнести к ЗРК малой дальности. Комплекс построен на шасси легкой бронированной многоцелевой машины Supacat HMT 600 с колесной формулой 6х6. Это многоцелевой военный автомобиль с четырехместной кабиной.

Supacat HMT 600 с пусковой установкой для запуска 8 самонаводящихся ракет Brimstone
Supacat HMT 600 с пусковой установкой для запуска 8 самонаводящихся ракет Brimstone

Машина Supacat HMT 600 изначально создавалась с кузовом, представляющим модульную систему. Это позволят легко разворачивать на шасси автомобиля различное оборудование и снаряжение. Так уже представлена версия с пусковой установкой для запуска самонаводящихся ракет Brimstone.

В варианте ЗРК машина получила на вооружение пусковую установку на две ракеты ASRAAM, которые изначально являются ракетами «воздух-воздух». Это ракеты малого радиуса действия, способные поражать цели на удалении до 25 км и развивающие в полете скорость 3 Маха. Ракеты приняты на вооружение в 1998 году в качестве замены AIM-9 Sidewinder.

В варианте запуска с земли дальность действия ракет заметно сокращается. Возможно, в два раза и более. То есть реальная дальность действия комплекса и высота поражаемых целей могут ограничиваться 10-12 км (примерное значение), что более чем достаточно для перехвата практически всех видов беспилотников.

Также такая дальность действия представляет серьезную угрозу для ударных вертолетов. Ракеты, оснащенные 10 кг боеголовкой, наводятся на цель, благодаря инфракрасной головке самонаведения. Они не чувствительны к РЭБ, но их могут увести тепловые ловушки. В то же время сами ракеты обладают высокой скоростью и маневренностью, позволяя поражать активно маневрирующие цели.

Ракета ASRAAM класса «воздух-воздух». При длине 2,9 метра обладает массой 88 кг, из которых 10 кг приходятся на боевую часть
Ракета ASRAAM класса «воздух-воздух». При длине 2,9 метра обладает массой 88 кг, из которых 10 кг приходятся на боевую часть

Каждый Supacat HMT в варианте ЗРК несет две ракеты ASRAAM, которые могут быть запущены по воздушным целям. Также на машине перевозится ещё 4 ракеты, которые можно использовать после перезарядки.

За кабиной грузовика Supacat HMT 600 расположена телескопическая мачта с оборудованием. Здесь, вероятно, размещены датчики обнаружения воздушных целей: электрооптическое и инфракрасное оборудование. Скорее всего, набор оборудования аналогичен тому, что ставится на гусеничный британский ЗРК Stormer HVM.