Познакомилась на рыбалке с 40-летней женщиной из Польши. Она родом из небольшой деревушки вблизи Лодзи. Вдова. Два сына-студента. Моника-так зовут мою знакомую-по совету подруги решила поехать в Норвегию на заработки. Поскольку дома столько, сколько в Норвегии, ей не заработать.
Моника снимает на окраине Ус дом площадью 120 м2 на пару с соотечественницей. Платят они за аренду дома 9 тыс. крон в месяц плюс стоимость электроэнергии и интернета . Получается в среднем 11 тыс. крон на двоих. Договор аренды они заключили 3 года назад.
Дом сдается с мебелью. Есть стиральная и посудомоечная машина, душевая комната. Каркасник.
Работает Моника в отеле горничной. В зависимости от отработанных часов -в среднем около 140 часов в месяц при 6-часовом рабочем дне-она получает около 25 тысяч на руки после вычета 30 % налога. За час работы Моника получает 240 крон до его вычета. Налог дифференцированный. С суммы 300 тысяч в год удерживается 30%. До 70 000 крон в год налог не выплачивается.
До работы пешком 40 минут ходьбы. Но чаще Моника пользуется велосипедом. Когда дождь - ездит на автобусе. Но делает это неохотно. Автобусная остановка - в 300 метрах от дома, но плату за поездку - 40 крон -Моника считает чрезмерной. Предпочитает велосипед. Его она приобрела бесплатно в БИР - месте для сбора негабаритного мусора. Сюда норвежцы привозят годные к употреблению, но ненужные им самим вещи, чтобы их могли использовать другие. Там же Моника с подругой приобрели большой морозильник. Замораживают выловленную в море скумбрию и треску, а также собранные в лесу ягоды на зиму.
Отопление в доме электрическое. Есть камин. Для него собирается хворост в окрестном лесу.
На еду Моника тратит около 4 тысяч крон в месяц. При этом ни в чем себе не отказывая. Обедает обычно на работе, что обходится в 30 крон -"шведский стол. " Кстати, норвежцев удивляет такое русское название. По - норвежски "шведский стол" называется " буфет". На вопрос, не скучает ли она по польским продуктам, отвечает, что при таком желании покупает их в киоске восточноевропейских товаров на заправке или привозит после отпуска из дома.
Десять тысяч крон в месяц Моника отправляет детям в Польшу. Это -около 1000 евро.
Жителям Евросоюза в Норвегии не нужна ни виза, ни разрешение на работу. Приезжай и работай. Поэтому в Норвегии много желающих здесь поработать выходцев из Прибалтики и Польши. Население к приезжим относится очень либерально. Зарплаты в гостиничном и ресторанном бизнесе Норвегии по статистике самые низкие в королевстве. Поэтому сами норвежцы не особо стремятся там работать.
Моника-католичка. Довольно часто ездит в Берген в костёл.
На праздники - Пасху и Рождество-Моника обычно летает на самолёте в Польшу к детям погостить. Там же проводит и три недели отпуска. В будние дни билет из Бергена до Кракова на лоукостер можно приобрести за 20-30 евро. Но в праздники цены подрастают до 200-300 евро. Но все же Моника старается выбраться домой на Пасху и Рождество, чтобы побыть в праздники с семьёй. К отпуску она обычно присоединяет ещё 5 дней, уведомив отель, что больна. По норвежскому законодательству, несколько оплачиваемый дней в году работник может взять в случае болезни без справки от врача.
К врачу Моника за 3 года жизни в Норвегии не обращалась. Не было необходимости. Хотя у нее есть семейный врач. В случае необходимости ее будут лечить на тех же условиях, как и жителей королевства. Зубы лечит дома, в Польше. так дешевле, чем обращаться к норвежским стоматологам. Иногда побаливает поясница. Обходится мазями.
В отеле, где Моника работает, разрешено работникам в рабочее время общаться на норвежском или английском языках. Моника разговаривает на английском.
В целом жительница Польши довольна своим норвежским житьем-бытьем. В особенности заработком. Для Норвегии её заработок невелик. Около 2500 евро. Хотя это выше среднего заработка в Польше, который составляет сумму в 1500 евро.
Стелла Ларсен.