Найти в Дзене
Memento mori

Столобок в Витославлицах, Великий Новгород

Чуть южнее Великого Новгорода, буквально в нескольких километрах (от центра города — всего минут 30 на автобусе) раскинулся музей деревянного зодчества Витославлицы, куда меня благополучно занесло в прошлом месяце.

Когда-то на этом месте в XII - XVIII вв. располагалось одноименное село, а в начале XIX века земли выкупила графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, дочь и наследница графа Орлова-Чесменского, сподвижника Екатерины II. Унаследованные миллионы Анна Алексеевна потратила на благотворительность и особо — на возрождение расположенного рядом Юрьева монастыря.

На территории будущего музея по проекту Карла Росси для графини был возведен великолепный особняк, который сохранился до наших дней.

Современная история музея началась 31 января 1964 года, когда министр культуры РСФСР подписал приказ "О мерах улучшения охраны памятников деревянного зодчества". После этого появились самые известные в России музеи деревянного зодчества: Кижи в Карелии, Малые Корелы под Архангельском и Витославлицы под Новгородом.
Радует, что и в наше время не исчезает интерес к народному быту, так что подобные музеи под открытым небом (разве что не столь обширные) возникают и в других городах.

5 июня 1964 года считается датой основания музея Витославлицы, и уже 16 мая 1967 года территорию открыли для посещений. Основателем музея стал архитектор-реставратор и знаток зодчества новгородских земель Леонид Егорович Красноречьев.

В музей перевозили старинные дома и церкви из окрестных сел и скрупулезно реставрировали зачастую полуразрушенные здания. Первой же стала церковь Успения Богоматери, выстроенная в 1595 году и привезенная в Витославлицы из деревни Курицко, с берега озера Ильмень.

Покажу снимки строений, расположенных на территории музея сегодня. Во многие дома можно зайти, при желании — заказать экскурсию. Я попала в очень удачное время: к самому открытию, в будний день, так что ходила по территории практически одна.

А теперь перейдем к тому, ради чего, собственно, и писался этот рассказ. Около часовни Петра и Павла, 1698г., из деревни Гарь, был обнаружен интересный объект — столобок:

До переезда в музей часовня стояла при въезде в деревню, у древнего жальника. А рядом располагался этот столобок, который, как и все строения музея, был отреставрирован при "переезде". Жальник был предназначен для захоронения некрещеных младенцев, а столобок рядом нес охранительные функции.

Для получения какой-то дополнительной информации я написала в музей, и мне тут же ответили, сообщив, что экспонат был перевезен в музей в 2013 году и, предположительно, он был связан с традицией поминания заложных покойников.

Всё интереснее и интереснее. Вот так, по ниточке, раскатывается целый клубок. По дохристианской традиции славян, "заложные покойники" — это люди, умершие неестественной смертью, не получившие покоя после смерти и посещающие мир живых. Народные суеверия никуда не делись и с приходом христианства.
Термин "заложные покойники" ввел в начале ХХ века этнограф Дмитрий Константинович Зеленин, т.к. у разных славянских народов такие посмертные сущности носили разные имена: нави, игоши, упыри, навье и т.д.

Людей (умерших от насильственной смерти, пропойц, самоубийц, некрещенных младенцев) хоронили на перекрестках дорог, у границ лесов и полей, у болот, в оврагах. При этом тело укладывалось лицом вниз в яму, закапывали, а сверху насыпали камни или ветки (потому и "заложные"). Со временем появилась традиция ставить в подобных местах небольшие освященные часовенки (буквально столбик с иконкой под крышей), чтобы охранять мир живых от зловещих неупокоенных.

Столобок из деревни Гарь, хоть и выглядит совсем упрощенным вариантом часовенки, тоже охранял покой жителей поселения многие годы, тем более что расположение около жальника обязывало.

Столобок с иконой Петра и Павла
Столобок с иконой Петра и Павла

На сегодня мой рассказ окончен, благодарю за внимание и до новых встреч.