Найти тему

Учителей обвинили в очередной некомпетентности. Но критики забыли уточнить, кто их этому «научил».

В последние два года в СМИ ярко освещается тема нейромифов в образовании. А началось всё с интервью известного академика Российской Академии Образования. Эксперт заявила, что до 90% учителей верят в опасные нейромифы.

Источник:https://rg.ru/2021/09/28/bezrukih-talant-ne-imeet-nichego-obshchego-s-popytkami-vyractit-geniia.html

Что же такое нейромиф?

Нейромиф– это заблуждение, порождённое непониманием, неверным прочтением или цитированием научных фактов, связанных с работой мозга.

Важно отметить, что в основе нейромифа действительно лежат научные факты, которые неправильно истолковали или чрезмерно упростили.

Например, так возник нейромиф о том, что мы используем только 10% нашего мозга.

На самом деле здоровый человек использует 100% возможностей своего мозга. Не существует такой области мозга, которая бы отключалась от работы. А миф возник в результате неправильной интерпретации снимков функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ). На них было видно, что в момент фиксации не все области мозга активны. Создавалось ложное впечатление, что большая часть мозга в тот момент не работала. В действительности, с научной точки зрения, ФМРТ и другие подобные изображения основаны на методах дифференциальной визуализации, при которых цветом выделяются только области, превышающие определенный базовый уровень активности.

Сразу стоит отметить, что исследования о нейромифах среди учителей проводились во многих странах. И во всех странах по результатам диагностики среди учителей выявлено множество недостоверных представлений о работе человеческого мозга. Таким образом, проблема имеет общемировой характер, а не конкретно российский.

Какие нейромифы наиболее часто встречаются у наших учителей?

1. Доминирование правого или левого полушария может объяснить индивидуальные отличия в обучении учащихся.

Ядро истины заключается в том, что одно полушарие мозга более активно вовлечено в определенные когнитивные процессы, чем другое (доминирование полушария). Основываясь на этом, многими ошибочно делается вывод, что два полушария мозга имеют разные сильные и слабые стороны. Предполагается, что у каждого человека есть доминирующее полушарие, на которое он полагается сильнее, чем на другое.

Однако, с научной точки зрения, пока мозолистое тело, группа нервов, связывающих два полушария, остается неповрежденным, происходит постоянный обмен информацией между двумя полушариями, независимо от вида осуществляемой деятельности.

На самом деле именно сами учащиеся, а не полушария мозга обладают различными сильными и слабыми сторонами.

Трудности в обучении с научной точки зрения объясняются различиями в объеме рабочей памяти и скорости обработки данных. Они также могут быть вызваны недостатком внимания, неблагоприятными мотивационными условиями или дефицитом в использовании стратегий обучения.

2. Учащиеся лучше учатся, если преподаватель учитывает их предпочтительные способы получения информации («визуалы», «аудиалы», «кинестетики»).

Суть истины, лежащей в основе этого нейромифа, заключается в том, что люди различаются по способу, которым они предпочитают получать информацию (визуально или вербально). Первый ошибочный вывод заключается в том, что существуют слуховой, визуальный, тактильный и интеллектуальный стили обучения, как предложил Фредерик Вестер.

Следующий ошибочный вывод заключается в том, что люди учатся лучше, когда они получают информацию в соответствии со своим предпочтительным стилем обучения. Поэтому, учителя якобы должны диагностировать стили обучения своих учеников и учитывать их при обучении.

На самом деле тесты стилей обучения ненадежны с точки зрения измерения и не способны точно классифицировать разнородные группы учащихся. Стили обучения даже близко не могут описать процессы обучения, которые индивидуальны, как отпечаток пальца. Более того, нет эмпирических данных, подтверждающих эффективность учета стилей обучения учащихся при обучении.

Источник: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2021.665752/full

Почему эти нейромифы часто называют опасными?

Академик РАО Марьяна Безруких убеждена, что смешение фактов и мифов создает риск применения некорректных методик и усиления обучения на этапе дошкольного возраста. Кроме того, детей могут необоснованно разделять из-за принадлежности к одному или другому «типу» восприятия. Это становится предпосылкой для неадекватных методов коррекции школьных проблем и неправильного отношения к детям с особенностями развития.

Источник: https://iz.ru/1289020/veronika-kulakova/feik-kontrol-uchenye-nazvali-top-5-vrednykh-neiromifov-sredi-uchitelei

Почему, обвиняя учителей в некомпетентности, критики не уточняют, кто их этому «научил»?

Во-первых, нейромифы во многом возникают и распространяются благодаря популярным СМИ. Именно они, пытаясь донести до читателей определенные научные факты часто упрощают их, тем самым неосознанно искажая. Поэтому нейромифы так широко распространены по всему миру и не только среди учителей.

Во-вторых, как показали российские исследования среди преподавателей высшей школы более половина из них, также верит в нейромифы.

Источник: исследования М.В. Максимова, О.В. Фролова, Т.А. Чекалина. Нейромифы в образовании: анализ распространенности среди преподавателей вузов https://cyberleninka.ru/article/n/neyromify-v-obrazovanii-analiz-rasprostranennosti-sredi-prepodavateley-vuzov.

И здесь возникает законный вопрос: А не внушают ли будущим учителям нейромифы в стенах учебных заведений? Ведь если большинство преподавателей вузов сами верят в нейромифы, возможно, что эти ложные знания они передают и студентам педагогических вузов.

В-третьих, когда одни академики РАО исследуют нейромифы в образовании, другие академики распространяют их среди учителей. Предполагаю, что многие учителя были на лекциях как минимум одного академика, который рассказывал о необходимости знаний о «визуалах» и «кинестетиках». У многих учителей дома лежат книги ученого, в которых написано об этом.

Критики говорят, что учителям не хватает критического мышления, что нужно проверять факты. Ну, а если нельзя доверять даже академикам в своей области, то кому же можно?

Может журналистам и академикам пора качественнее выполнять свою работу, чтобы не создавать новые нейромифы?

Если статья оказалась полезной для вас - поставьте лайк! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!