Каково это быть единственным православным священником на полтора миллиарда человек? Какое чудо побудило отправиться в семинарию далёкой северной страны обсудим со священником, отцом Климентом – единственным православным священником в Индии.
Было очень тяжело, конечно, потому что никогда до этого из своей стороны никуда не уезжал. Это был первый раз, и сразу такое холодное место на севере России. Не мог никак привыкнуть к климату, особенно питерскому, постоянно болел два года. Я решил в конце концов все бросить и уехать обратно домой, потому что терпеть больше не мог, но вдруг чудо, и все ушло, и стало нормально.
Вы говорили, что семинария была похожа на что-то волшебное, как Хогвардс в саге о Гарри Поттере. Правда ли это?
Просто это первое впечатление, заходишь в семинарию, и там видишь, все в чёрных подрясниках. Не хватало только палочек волшебных.
Но самое настоящее чудо, что вы вообще пришли к этому с учётом того, что нет никого близко вообще, как вы узнали о православии, как встали на этот путь?
Мы о православии ничего не знали, никогда не думали, что есть такая церковь православная, потому что вокруг нас только были протестанты, либо католики. А мы сами были англиканами, то есть между протестантами и католиками. И мой брат был американским епископом. Мы общаемся с католиками и протестантами. У них в семинарии не преподают церковную историю, где была бы часть у православной церкви. То есть только о своей церкви они преподают и все. Я думаю, это специально, чтобы люди не узнали и не интересовались, и не стали православными. И поэтому он тоже так не знал, что такое православная церковь, хотя он был архиреем американский церкви.
Когда мы интересовались, что творится в американской церкви, гомосексуализм и прочее, поэтому начали искать, где же правда, где непрерывная связь с апостольской церковью? И тогда мы начали изучать вопрос истории церкви и нашли, что есть восточная церковь, называется православная. Вот вот там находится истина в своей полноте и благодать. То есть там как господь основал свою церковь, так и она осталась, и так и есть.
То есть ортодоксальность привлекла в православии?
Не совсем. Конечно, хорошо, чтобы там были семейные ценности и так далее. Но в тоже время, если церковь меняется от времени, тогда она не может быть церковью, потому что истина не меняется. Человек должен менять себя согласно истинам, и поэтому, если, если Господь – сам истина, и Он дарит истину своей церкви, то она не должна никогда меняться, согласно миру. Ценности мира всегда меняются, а истина не меняется, и поэтому хотели найти эту истину, которая никогда не меняется. Люди защищают эту истину, и это истина, источником которой является сам Бог.
Но одно дело принять православие, а другое дело стать священником. Это уже совсем другой путь. Почему его выбрали? Я где-то читала, что там тоже было чудо.
Да, но я вообще не хотел стать священником, потому что когда-то, будучи англиканами, у меня было желание стать учеником. Но в день, когда я поступил в семинарию, умер мой папа. И последние его слова были моей маме, чтобы я не поступил в семинарию. Я взял это, как знак Божий, что нет воли Божьей, чтобы я стал учеником, и пошёл дальше получать светское образование в магистратуре.
Кто вы по светскому образованию?
Я микробиолог, но в магистратуру я хотел на бизнес менеджмент . Я говорил, Господь не хочет, чтобы я стать священником. Однажды я пришёл в университет, сижу, просто хотел психически отдохнуть и включил песню Бога радости. Слушал, у меня не было никаких мыслей о семинарии или священстве. И вдруг такой громкий голос: иди в семинарию. Только вот одно предложение. Я не мог игнорировать этот голос, снял наушники и позвонил брату.
Сложно было переходить из англиканской веры в православие?
Сложно, потому что все были против наши. Это архиреи, которые были в этой той церкви, митрополиты моего брата. Для них это был вопрос чести своей, и поэтому все были против, и наши родственники тоже. Они думали, мы станем какими-то какими-то язычниками. Потому что у них нет опыта православной церкви. И когда они видят, что в православной церкви есть иконочки, мощи мои, они считают это странным и какой-то сектой. Они до сих пор против.
А как сейчас это все устроено? У вас ведь нет храма? Да? Вы единственный священник на полтора миллиарда человек, кто ваша паства? Как вы служите, где?
Да, к сожалению, пока только один, но стараемся, чтобы у нас стали ещё священниками. В основном, это индейцы, но есть ещё русские тоже, которые переехали просто жить к морю. Храм у нас пока только домовой, отдельного здания нет.
Чего бы хотелось. Ну, есть такие мечты, может быть, даже амбиции, скажем, бизнес-языком построить храм?
Конечно, есть, потому что храм – это один из способов миссионерства. Чтобы человек, видя архитектуру храма, интересовался, как это выглядит, он хочет узнать об этом. Oн приходит, спрашивает, начинается диалог. Тогда можно ему объяснять, и тогда он поймёт, что такое православие, потому что люди вообще не знакомы с православием. Они знают только версии христианства: протестанство или каталицизм. Храм очень нужен не только для богослослужения, но и для свидетельства православия.
Как бы вы объяснили человеку, сомневающемуся, интересующемуся, почему в православии правда?
Ой, это, наверное, зависит от человека. Разным людям будут разные ответы. Что они именно ищут? Я бы им сказал, если они сомневаются в вере, либо сомневаются в Боге, что я сам являюсь свидетелем верности Господа и его силы. Я сижу перед вами, рассказываю свои истории, значит, Господь есть, потому что в моей жизни были очень многие такие тяжёлые вещи, я мог лежать в гробу, но сейчас я жив, рассказываю, и это очень острое свидетельство, что Господь есть, и он действует в нашей жизни.
Спасибо вам большое за эту увлекательную интересную беседу.