Итоговое сочинение по литературе пишут учащиеся 11 класса в первом полугодии учебного года. До 2022 года учащиеся готовились к сочинению по заранее определенным темам. В текущем 2024 году подготовится к написанию сочинений стало сложнее - теперь в открытом доступе есть только направления тем итогового сочинения. Разберемся датами проведения итогового сочинения в 2024-2025 учебном году и направлениями тем сочинений.
Порядок и даты проведения итогового сочинения 2024-2025
В учебном году 2024-2025 для итогового сочинения будут составляться комплекты тем из закрытого банка, который ежегодно пополняется. В эти комплекты будут включены темы предыдущих годов и новые темы, разработанные в 2022, 2023 и 2024 годах.
В открытый банк итогового изложения были добавлены новые тексты. В новом учебном году порядок, процедура проведения и критерии оценки итогового сочинения (изложения) остались без изменений.
Итоговое сочинение традиционно проводится в первую среду декабря. В 2024 году этот день выпадает на 4 декабря.
Дата итогового сочинения в 2024-2025 учебном году - 6 декабря.
Кроме основной даты написания итогового сочинения, есть дополнительные даты для тех, кто не писал итоговое сочинение по уважительной причине или хочет пересдать.
Дополнительные даты итогового сочинения 2024-2025 учебного года:
- 5 февраля 2025
- 9 апреля 2025
Закрытый банк тем итогового сочинения - разделы и подразделы 2023-2024
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) выложил на своем сайте разделы и подразделы банка тем итогового сочинения:
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
- Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
- Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность
Структурно каждый комплект тем итогового сочинения будет содержать две темы из каждого раздела банка.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) также выложил на своем сайте комментарии и пояснения к разделам тем, которые объясняют на что стоит обратить внимание при выборе тем из раздела.
Подробные комментарии:
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традицияхи обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
- нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности;
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Критерии, по которым будут оценивать итоговое сочинение можно посмотреть на сайте Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
Как выглядит комплект тем итогового сочинения 2024-2025 учебного года
Подробный образец комплекта итогового сочинения можно найти на сайте ФИПИ.
Оригинал статьи на нашем сайте: Krutomama.ru