Найти тему

"Ангельские" голоса кастратов

В 1994 году вышел фильм «Фаринелли-кастрат», о юноше, которого еще в детстве искалечил брат ради прекрасного голоса. Фильм показывает не такое уж редкое явление в Европе 17-18 века, прежде всего в Италии.

Началось все с того, что Папа Сикст V в 1588 году запретил женщинам петь в религиозных учреждениях и на сценах Италии. Позже Папа Иннокентий XI запретил женщинам выступать на сцене во всех католических стран, а не только в Италии. Многие религиозные церемонии традиционно сопровождались хоровым пением. Из-за запрета в хорах катастрофически не хватало исполнителей сопрано и меццо-сопрано, ведь ранее эту нишу занимали женщины. Иногда для этих целей приглашали мальчиков, так как считалось, что их голоса могут напоминать ангельские. Однако дети росли, голоса «ломались». Поэтому появилось иезуитское решение проблемы: кастрировать мальчиков до или на начальном этапе полового созревания. Недостаток тестостерона приводил к тому, что кастраты развивались иначе. Они были очень высокими, их суставы не были менее твердыми, а еще у них были непропорционально длинные конечности и ребра. Объем легких у них был больше. Некоторые известные композиторы создавали музыкальные произведения, заведомо рассчитанные на голоса кастратов, например, Гендель. Самый известный певец-кастрат – Карло Броски (Фаринелли). Разумеется, официально церковь подобные членовредительста не одобряла, однако охотно принимала в хоры детей, искалеченных из-за несчастных случаев. Увечье списывали на результат падения с лошади, нападения кабана или иные бытовые травмы. Если родители приводили подходящего кандидата, лишних вопросов им не задавали. А желающие среди бедных семей были. Петь в хоре считалось делом престижным, можно было сделать неплохую карьеру певца, как минимум, часть гонораров шла в карман родственников. Некоторые многодетные семьи не хотели кормить лишний рот. Считали, что, если ребенок блестящую карьеру певца не сделает, позже он может сделать карьеру церковнослужителя. Считается, что за 17-18 век кастрировано было минимум 4000 мальчиков. Операцию проводили обычно, усыпив ребенка опиумом. Выживаемость составляла примерно 80%. Далее жертву «несчастного случая» приводили в церковь. Чем лучше звучал голос, тем престижнее было место дальнейшей службы. Если голос был не идеален, мальчику искали церковь попроще, возможно, в провинции, где публика была менее искушенная. Если места не находилось или мальчиков выгоняли за проступки, несчастные нередко занимались попрошайничеством или проституцией.

Примечательно, что некоторые кастраты на досуге занимались оказанием интимных услуг. Они считались не мужчинами, и не женщинами, и некоторые пресытившиеся господа находили это пикантным. Казанова описывал оргию, во время которой присутствовали как обычные женщины, так и одетые в женские наряды кастраты. Гости пытались угадать, кто есть кто. Нанимали кастратов для утех и женщины, и мужчины.

Алессандро Морески, известный как Ангел Рима
Алессандро Морески, известный как Ангел Рима

Удивительно, но эта порочная практика существовала до конца 19 века. Папа Лев XIII запретил нанимать в церкви новых кастратов. Уже нанятые могли работать и дальше. В начале 20-го века на сцене остался только один кастрат: Алессандро Морески, известный как Ангел Рима. Он пел в хоре Сикстинской капеллы, а карьеру начал в 1873 году в 15 лет. На пенсию он вышел в 1913 году, а умер в 1922 году. Его голос даже удалось записать. Качество звука не очень хорошее, но это единственная в мире запись пения кастрата.

#история #18век #барокко #музыка