Найти тему
Валентина Вердт

Как сохранить хорошие отношения с капризными клиентами, а свои нервы — целыми и невредимыми

«Клиент всегда прав», — афоризм, который упоминают к месту и не к месту. Сейчас его часто меняют на термин «клиентоориентированность». И часто эта позиция становится предметом для клиентской спекуляции. Некоторые клиенты считают, что они правы во всём и всегда. И даже заказав услугу за 100 р., пытаются получить сервис «за тысячу». И улыбку на миллион впридачу.

После первого проблемного клиента я прорыдала в офисе полдня. И поняла, что тратить столько сил на каждого клиента-террориста я не готова.

Но и терять заказчиков от того, что могу сказать что-то на эмоциях, тоже не лучший результат для бизнеса.

Я поняла, что с проблемными клиентами столкнусь ещё не раз. Поэтому разработала для себя несколько простых правил взаимодействия с ними.

  1. Не отвечать сразу. Первое, что хочется сделать, когда клиент присылает очередной вагон претензий, — это сказать: «Да считай ты уже сам свою упрощёнку!» И громко хлопнуть крышкой ноутбука. Лучше так не делать. Вдох-выдох. Сгоряча можно написать такого, о чём потом придётся сильно жалеть.
  2. Выпустить пар. Можно ругаться вслух, написать на листочке, насколько клиент неправ. И даже сжечь его (листочек). Главное, чтобы при этом никто, абсолютно никто, кроме бумаги, не пострадал.
  3. Отпустить важность. Неприятная ситуация занимает собой все мысли и эмоции. Значит надо убедить себя в том, что это — всего лишь работа. И от того, что с клиентом не получилось сразу договориться, потолок не обрушится. Скорее всего, уже сегодня вы сумеете решить эту проблему. Поэтому потраченных на неё нервов она не стоит.
  4. Отвлечься. Выдохнуть, пройтись по улице, отвлечься на книгу или соцсеть, послушать любимую музыку. 20-40 минут мне бывает достаточно, чтобы прийти в себя.
  5. Решить проблему. Теперь можно написать ответ разбушевавшемуся клиенту и попробовать найти конструктивное решение проблемы. Поискать конструктив в том, что написал клиент. Если конструктива нет, то ещё раз максимально вежливо написать ему, почему именно нельзя сделать так, как он предлагает и по возможности сослаться на нормативные документы.

Если перепробованы все разумные, на ваш взгляд, способы урегулирования конфликта, то задуматься над тем, чтобы именно с этим заказчиком расстаться. Вы не подошли друг другу. Увы, так бывает.

О том, как эффективно выстраивать взаимоотношения с клиентами, чтобы они не только приходили, но и возвращались, я рассказываю в телеграм-канале «Бухгалтер на фрилансе» — там ещё больше пользы и вдохновляющих историй. Подписывайтесь: https://t.me/buh_freelance