Сокровища британской глубинки
Так бывает, что великие одновременно являются незаметными. Даже тихими. Их таланты как рудники, пробираться к которым за полезными ископаемыми нужно сквозь совершенно неприглядные толщи земных наслоений из многих бренных жизней. Их истории скромны и банальны до безобразия. А их поведение, скорее, говорит о том, что они творят для себя, а не в широкие эфиры. «Цель творчества – самоотдача…» - как завещал поэт-классик. Но стоит лишь приблизиться и внимательно рассмотреть труды этих тихонь-неудачников – перед вами откроется целая вселенная.
Таковы англичане I Am Kloot – удивительные и в своём роде уникальные музыканты, создавшие ни на кого не похожий, но в то же время напоминающий лучшие рок-образцы, музыкальный мир, окунуться в который TMTR предлагает читателям, рискнув начать обзор их творчества. К слову, это одна из моих любимых групп и, как мне кажется, лучший пример истинного инди-рока.
История коллектива берёт начало на исходе 90-ых, когда вокалист/гитарист Джон Брамуэлл, басист Питер Джобсон и барабанщик Энди Харгривз сошлись на базе участия в малоизвестных группах, а также выступлений с ними в The Night and Day Café (там же состоялся их первый концерт).
Происхождение названия группы прояснилось лишь в 2013 году, когда участники сослались на фильм Алана Дж. Пакулы «Kloot», а также на одноимённую карточную игру. Впрочем, большого значения это не имеет, кроме как ассоциаций с чем-то странным, необычным и немного вызывающим.
Молодой командой заинтересовалась звукозаписывающая компания Wall of Sound. На этом лейбле и вышел первый альбом Natural History, спродюсированный Гаем Герви из Elbow. По несчастному стечению обстоятельств вскоре после выхода дебюта лейбл обанкротился, задолжав музыкантам деньги. Поэтому коммерческий успех не сопутствовал альбому. В отличие от многочисленных симпатий критиков и искушённой публики. Британская пресса разразилась восторженными статьями в адрес манчестерской тройки: «харизматичные», «эмоциональные», «эпические». Что же такого они сотворили?
Включаем альбом.
To You – глубокое по содержанию, но очень простое внешне бренчание акустической гитары, лёгкие, но джазовые, барабаны, дрожащие басовые нити, тонкий летящий вокал в стиле Ноэля Галлахера. Коротко, просто, мелодично, содержательно, изящно. В этом – весь I Am Kloot (а дальше – ещё больше).
Насквозь британский суперхит этой дебютной инди-записи – Morning Rain. Сквозящий рок-заряд возносит композицию выше, туда, где невольно начинаешь подпевать, качая головой, строчкам: «I’m the Morning Rain…». Синоптическая и превосходная песня!
На диске есть ещё пара отличных погодных песен. Storm Warning – текстурная, атмосферная и кинематографичная. И как бы её антагонист в светлом обличье – лаунж-джазовый, лучистый и тёплый номер Sunlight Hits the Snow. Дожди и штормы позади, солнечные лучи выжигают снег, настроение меняется к лучшему, а в конце песни плещется морской прибой.
Светлый и ритмичный фолк-номер Bigger Wheels оттеняется чуть таинственным и мрачным нуар-инструменталом Loch, окутывающим слушателя сырым полотенцем. А на 86 TV's напряжение, нарастающее в куплетах, разряжается в ритмичных, звенящих припевах, отчего песня приобретает многоликость. Бас следует за напряжённым вокалом, пока композиция не обрывается…
Контрасты на альбоме – отдельная черта, доставляющая меломанское удовольствие. Возьмём ещё две песни. Роскошная, разбитная и дребезжащая Stop – слепок расползающегося сознания одного из тех персонажей, что изображены на обложке. Кстати, эти трое бродяг, в которых воплотились участники команды, как нельзя лучше олицетворяют не содержимое дебюта, а подход к его созданию – никакой коммерции, чистое творчество. И, конечно же, не на уровне подворотни с бомжами, хотя стоит напомнить, что и среди последних часто встречаются вчерашние высокие интеллигенты и интеллектуалы.
Душевно, просто и приятно – No Fear of Falling, презентующая другую сторону упомянутого контраста. Проникающие сквозь любую бронекожу строчки и вкрадчивый вокал, окутанный ненавязчивым гитарным перебором.
Такая вот «Естественная история».
Рецепт и прост, и сложен в повторении: харизматичный, примечательный, голос, атмосферные гитары, красивейшие мелодии, шикарные джазовые барабаны, умный фолк, стильный, истинно британский образ.
Под этим соусом критики записали группу в лидеры так называемого «нового акустического движения» в современной английской музыке. Но музыка трио выходит за рамки жанров и штампов, наследуя у многих (Crowded House, The Rolling Stones, Sting, The Hollies, The Verve, Oasis), но мгновенно творя своё.
И великолепный Natural History – это только начало.
Оценка: 4/5
Источник изображений: www.discogs.com