- Чем вы увлекаетесь? - спросила я у новенькой девятиклассницы.
- Ничем, - ответила она.
Вероятно, именно поэтому мне приходится удивляться... Но незнание элементарных вещей у подростков мне понятно. Почему меня поразила взрослая Гайда? К тому же она занимается русским как иностранным! Иностранный язык - это всегда возможность поболтать! Предполагается, что люди, взявшиеся за такую сложную деятельность, обладают элементарным кругозором... Нет, конечно, для моей преподавательницы огромным шоком были мои знания о стране, язык которой я изучаю. Я однажды в разговоре с ней назвала не известный ей город этой страны. А в этом городе, между прочим, проходили матчи чемпионата мира по футболу... Сегодня зашёл разговор о писателях. Когда мы только начинали, в учебнике было задание соотнести знаменитых людей с родом деятельности. Так тогда она сама подсказала мне какого-то писателя! Видимо, это была разовая подготовка к уроку. Больше никто не дошёл до этого места в учебнике. Сегодня состоялся такой диалог:
- О чём вам хотелось бы почитать?
- Ну... о писателе каком-нибудь.
- О каком конкретно? А то я никого не знаю!
Но уж одного писателя из этой страны знают все... Я же считаю, что каждый должен хотя бы немного прочитать о стране, язык которой изучает. Но я даже не спрашивала Гайду, кто такой Марк Захаров... Я спрашивала то, что знает весь мир... Для отработки окончания существительных я задала вопрос:
- Где находится Париж?
Я предполагала следующие возможные ошибки Гайды, так как уже неплохо её знаю: попытка изменить какое-либо слово в вопросе ("Где находится в Париже?"); составление нового предложения ("Иван спросил, где находится Париж); спряжение глагола "находиться". Но Гайда поняла, что на вопрос нужно ответить. Однако...
- Я не знаю...
- Париж находится во Франции. (уточняем, "во Франции" или "во Францие") Где находится Мадрид?
- Ой... не помню...
- Мадрид находится в Испании. Где находится Рим?
- Нет, не скажу.
- Рим находится в Италии. Где находится Рио-де-Жанейро?
- Впервые слышу!
Ну я же не спрашиваю, где находится Паго-Паго! (я-то узнала это после "Записок хюггевлянки". "Записки хюггевлянки" не упоминают Паго-Паго, но философская идея романа "Семь пятниц на неделе" мне очень понравилась, поэтому я и читала о странах, в которых произойдут основные события, меняющие мировоззрение) Не помню насчёт Мадрида, но Париж и Рим дети точно должны знать в дошкольном возрасте! И как можно было вообще ничего не слышать о Рио-де-Жанейро?
Новенькую девочку буду называть Люсей Синицыной. Как ни странно, она в девятом классе, как и другая девочка, которая пришла от мамы Узбека Второго, поступившего в лесотехническую академию. По-моему, это единственный человек, который может не знать таких элементарных вещей в девятом классе... Говорю:
- Парафраз - это замена слова описательным оборотом, то есть вместо одного слова употребляем несколько. Пушкин называл Байрона "певцом Гяура и Жуана". А вместо слова "Пушкин" мы можем сказать...
Молчание. Видимо, не поняла.
- Пушкин - это автор...
Снова молчание.
- Ну, назовите любое произведение, которое написал Пушкин!
Две минуты молчания.
- Ой, я сейчас не вспомню!
Девятый класс! Неужели Пушкина не проходят в школе? В школу девочка ходит...