Если внимательно читать исторические романы, можно заметить одну очень волнующую авторов тему: как же наносили косметические средства дамы в то время? А действительно - как? И главное - какие?
Когда я вспоминаю про то, как красились девушки и молодые женщины в 16 веке, на ум приходит только одно: «красою лепы, бровьми союзны».
А на самом деле? Точно "лепы"? Веком позже протопоп Аввакум будет ругать девиц и молодух: «Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут - ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну». Ну как не вспомнить любимую детскую сказку "Морозко"?
И всё таки русские красавицы поражали не только соотечественников, но и иностранцев своей натуральной красотой.
Разумеется, все косметические приёмы были основаны на их естественной природности. Европейские ухищрения и косметические средства были доступны только знатным особам. А простые женщины для своей красоты использовали ледяную "ключевую" воду и баню. Именно в бане применялись: массаж при помощи берёзового веничка, отвар трав, натуральное средство для мытья из золы. Были мази для тела из настоев мяты. Ведь красота идёт изнутри, именно здоровье - это первый фактор, украшающий любого человека. Красивый оттенок кожи и здоровые волосы, всё это начинается с внутреннего состояния организма. И ещё для умывания добавлялся в воду росный ладан. Такие процедуры делали лицо девушки белее. Бодяга придавала коже румянец. Если надо было покрасить волосы в тёмный цвет, для этого варили чернильные орешки и полученную массу наносили на волосы. А вот шелковистость и золотистый цвет волосам придавали отвары ромашки.
Да, в деревнях в то в время всё было проще и использовали для этого более натуральные ингредиенты, но менее удачные в плане косметического эффекта: муку, мел, свеклу и сажу. Городские же красавицы пользовались "заморской" очень вредной косметикой такой как белила, румяна, сурьма.
«Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона, путешествовавшего по России в середине XVI века.
А вот и любимый российскими историками немец Адам Олеарий: «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Или барон Иоганн Корб: «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Может и правда, что в качестве пудры и впрямь использовали пшеничную муку? Да только это может предположить только тот, кто не знает, что пшеничная - белая - мука была редкостью! На Руси сеяли рожь и ячмень, а пшеничка-то была редкой культурой, т.к. климат для неё был немного суров...
Понадобился пристальный взгляд специалиста, который к тому же был не чужд литературному труду, чтобы появилось ещё одно записанное мнение. Им стал личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз: «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Так что никакими особенными рецептами старомосковские красавицы не обладали. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не говяжий студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.
Единственное, в чём наши косметические нравы резко отличались от европейских, так это прикладной стоматологией. Иностранцы в ужасе писали: «Русские женщины чернят свои зубы». В сочетании с белилами и румянами чёрная улыбка действительно выглядела устрашающе.
Как же так, можете спросить меня. А как же белизна улыбки, которая считалась одной из основных добродетелей невесты? Конечно можно было чистить зубы толчёным мелом, но процесс этот был длительным и трудоёмким. А хотелось всего и сразу - точно также, как и сегодня. И тогда русские аптекари предложили эффективный вариант. Меркуриальные примочки. То есть пасты на основе соединений ртути. Это был прорыв. Зубы становились белоснежными за два-три раза использования такой пасты. Правда потом наступал своеобразный откат: через полгода-год, вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения и чёрные пеньки.
А ведь боярышням подражали девушки из более низких социальных слоёв...
И всё же даже сочетание слов - русская красавица - именно в 16 веке становится своеобразным брендом. Вспомните хотя бы, как описывали современники мать Ивана Грозного Елену Васильевну! Да и первая жена молодого царя Анастасия Романовна тоже была писаной красавицей по мнению окружавших её людей.
Косметические средства и притирания были дороги. Но дороговизна белил и румян была не самой пугающей особенностью косметики того периода. Дело в том, что в состав большинства средств входили опасные для жизни ядовитые соединения. Свинец, ртуть, цинк и негашёная известь постепенно накапливались в организме, приводя к страшным последствиям. В ходе эксгумации тел матери и супруги Ивана Грозного был проведен химический анализ их останков. Ранее исследователи склонялись к тому, что женщины стали жертвами насильственной смерти. И честно говоря, очень бы хотелось придерживаться этой десятилетиями сложившейся версии. (Действительно, содержание тяжёлых металлов в костях значительно превышало максимально допустимые нормы, а в волосах обнаруживались следы ртути. Всё свидетельствовало о тяжелом отравлении). Однако почему-то умные мужи забывали о том, что все они пользовались свинцовыми белилами и другими ядами в малых количествах для поддержания красоты. Теперь уже ясно, что русские женщины просто убивали себя косметикой. Свинцовая пудра разъедала кожу и оставляла тёмные пятна, которые замазывались ещё активнее. Брови с ресницами чернились ядовитой сурьмой...
И мало кто раньше из научных мужей, конечно, связывал необъяснимые недомогания и внезапные смерти молодых красавиц с макияжем. Температуру, кишечную боль, тошноту и бессонницу проще было объяснить сглазом и порчей. «Свинцовая колика» на тот момент не диагностировалась, и помочь модницам лекари не могли. А ведь именно этими симптомами описывали болезнь Марфы Собакиной, которая не смогла стать третьей женой царя Ивана Васильевича...
Сернистая ртуть – киноварь – входила и в румяна, и в краску для волос, а без яркого румянца какая красота! Ещё одно ртутное соединение – сулема – входила как непременный компонент в средство для смягчения кожи. Мышьяк, из опасения отравления, многие принимали маленькими дозами, чтобы приучить к нему организм. Но белый мышьяк (мышьяковистый ангидрид) употребляли для общего повышения тонуса, лучшего аппетита, улучшения цвета кожи. Откуда было знать нашим пращурам, что он тоже накапливается в организме!
Есть наша весёлая присказка: "Красота - страшная сила". Мы говорим так и улыбаемся, забывая и про чёрные от ртути зубы, и бледную от свинцовых белил кожу, и лихорадочно горящие от повышенной температуры глаза... Русская красавица 16 века из богатого рода, к сожалению, не всегда доживала и до 30 лет.
Макияж существовал в жизни женщин ещё с допотопных времён. Однако 15-17 века отличились изобилием ядов, применяющихся в различных косметических средствах. Ну что ж, можно пожалеть наших соотечественниц. Можно сказать: "Время было такое". Можно... Что?
Можно вспомнить простого русского безымянного летописца, который записал, что девушки и молодые женщины в Московском государстве «красою лепы, бровьми союзны». И пусть радуется этому душа.