На рынке школьных товаров всегда можно отметить интересные тенденции: «Маркет Промо» называет несколько из них, характерных для сезона 2023.
Ежегодно Wildberries проводит исследование потребительской активности в преддверии 1 сентября. Эти показатели помогают понимать, как формируются потребительские предпочтения, в какую сторону движется данный сегмент. Согласно последним результатам, затоваривание к школе началось уже в июле, достигнув пика в августе 2023 года. Особое значение родители придавали различной учебной литературе, спрос на которую вырос на 146% год к году. Учебников приобрели больше на 149%, географических карт — на 83%, а наборов обучающих карточек — на 123%. Среди внеклассного обучения за два месяца покупок в топ вошли учебники по арабскому (+376%) и китайскому (+177%) языкам, растет интерес к изучению персидского и корейского языков.
Продажи канцелярии летом выросли на 135% по отношению к июля-августу прошло года:
· тетради (+157%),
· ручки (+134%),
· пеналы (+125%),
· циркули (+194%)
· калькуляторы (+143%)
· классные журналы (+195%),
· дневники (+154%).
Отмечен рост спроса и на школьную мебель (+84%):
· письменные столы (+83%)
· стулья (+60%)
· стеллажи для хранения учебников (+87%).
В 2023 году популярность стали набирать специальные ортопедические стулья с опорой для ног и коленей — они подходят для длительной сидячей работы над домашними заданиями и помогают родителям заранее позаботиться о формировании здоровой осанки своих детей. Покупка новой формы, несмотря на жаркий июль, была в топе за этот период в большинстве регионов страны. На Wildberries вместо шорт, футболок, сарафанов заказывали школьную одежду: брюки (+96%), рубашки (+89%), костюмы (+237%), блузки (+82%) и юбки (+112%). Среди же наиболее востребованных аксессуаров лидируют рюкзаки (+88%) и галстуки (+121%).
Сезон подготовки к школе представляет отличную возможность для селлеров увеличить продажи и привлечь новых клиентов. Маркетплейсы готовятся к высокой конкуренции: подробный анализ рынка и поведения потребителя помогает им создавать эффективные и интересные предложения. Немаловажную роль в этом традиционно играет оформление.
На всех площадках замечено использование баннеров или поп-апов (pop up) — элементов интерфейса, которые могут вызываться по клику или всплывать без запроса пользователя поверх основной страницы. Яркие призывы в преддверии Дня знаний несколько недель украшали главные страницы маркетплейсов, чтобы привлечь внимание к акционным предложениям.
И даже в сентябре, когда ученики уже приступили к занятиям, стимулирование покупок данных категорий товаров продолжается. На Ozon действует специальный раздел для школьных товаров, чтобы клиенты могли легко найти необходимые вещи — «Собираемся в школу с Озон».
Ярко и интересно оформили страницу с акцией, приуроченной к 1 сентября, на «Мегамеркете»: В разделе собраны разные популярные товары, а также представлены категории — «Дошкольнику», «1-4 класс», «5-9 класс», «10-11 класс» и «Студенту». Активно использовались бонусные баллы за покупки, которые можно обменять на дополнительные товары или скидки. Мегамаркет является одним из пионеров бальной системы с бонусами «Спасибо».
Зная о расширении своей аудитории, в том числе более юного возраста, Ozon предлагает игровые квизы. Например, получить ответ на вопрос «Кто ты в школе?». При запуске теста пользователь должен выбрать один товар из двух. Выбирая учебники по английскому, например, пользователь видит ответ — «англичанка с крутым акцентом». Квизы уже давно укрепились в системе маркетинговых инструментов, так как дают высокую степень вовлеченности: от 12 до 30% конверсии (обычные лендинги при этом имеют лишь 8%).
Все больше родителей и учеников обращают внимание на экологические аспекты выбора школьных товаров, а также на цифровые решения, персонализацию и моду. Это отражается и на ассортименте, предлагаемом торговыми площадками: популярность набирают рюкзаки и канцелярия из переработанных материалов, биоразлагаемые упаковки и экологичные чернила для ручек. Также появляются рюкзаки с встроенными зарядками, USB-портами и даже солнечными панелями.
Как мы видим, в этом сезоне у покупателей рос интерес к внеклассному обучению, мебели и одежде для школьников. Чтобы отвечать запросам аудитории, продавцы и маркетплейсы следили за оформлением своих разделов, предлагали занимательный контент, предоставляли доступ к широкому ассортименту, включая последние новинки.