Найти в Дзене
Закон Жизни

Как выглядела Афинская демократия

Формирование общественного и государственного строя Древней Греции проходило в рамках античного полиса (города-государства) — феномена Древнего мира. Полисная система складывалась постепенно, в течение многих столетий.

­Города-государства существовали и на Древнем Востоке. Однако основа греческого полиса была совершенно иной. Жителями полиса были граждане, которые не только имели обязанности перед ним, но и пользовались правами. Если в восточной деспотии на первый план выступало господство правителя над населением, то в Греции гражданские права позволяли населению влиять на власть.

Таким образом, формой государственного устройства был полис (город-государство), а формой правления – республика.

Общественный строй:

При зарождении государства в Аттике (область Древней Греции, где древние племена основали Афинское государство) главной задачей было разделить родоплеменные связи. Это происходило в ходе реформ Тесея, Солона и Клисфена. В итоге старые роды оказались разобщены на разные филы и демы, и сплочению знати был положен конец.

Свободное население делилось на следующие категории:

  • полноправные граждане Афин
  • метеки (иностранцы)
  • вольноотпущенники

Несвободное население представляли рабы. К ним относились как к вещам, но их запрещалось убивать.

Также, действовал Закон Перикла, согласно которому гражданином Афин мог являться только тот человек, у кого родители были афиняне.

Органы прямого народовластия:

В государстве прослеживалась система разделения ветвей власти, что, кстати, является демократической характеристекой. Законодательная власть принадлежала народному собранию (экклесии), исполнительная — Совету пятисот, судебная — гелиэе — высшему судебному органу.

-2

Законодательная власть:

Вначале рассмотрим Совет 500. Он также назывался булэ – высший исполнительный орган.

Его составляли 500 граждан. Для них были введены гражданские привилегии. Они были освобождены от военной службы и имели судебный иммунитет.

Данный орган власти подразделялся на части — коллегии пританов (выбранные лица от каждой филы, которые по очереди правили в булэ и экклесии).

Члены Совета избирались на 1 год. Ни один из них не мог быть дважды председателем.

Совет контролировал финансы, регулировал торговлю, на нем заслушивались отчеты должностных лиц, подготавливались вопросы для рассмотрения на народном собрании.

Исполнительная власть:

Народное собрание, которому принадлежала вся полнота законодательной власти, назывался экклесия. Это был орган непосредственной демократии.

Народные собрания делились на 3 вида:

- главные (созывались для решения наиболее важных вопросов политической жизни)

- обычные (для обсуждение насущных проблем)

- чрезвычайные (созывались в экстренных ситуациях)

Экклесия обладала широким объемом полномочий, в который входило принятие законов, установление налогов, военные вопросы (объявление мобилизации), вопросы войны и мира, назначение послов и др.

Экклесия могла принимать 2 вида актов:

а) общеобязательные

б) только для частного случая (псефизмы)

Созывалось народное собрание 1 раз в месяц. Также, существовал возрастной ценз для его членов – ими могли быть граждане не менее 30 лет.

-3

Судебная власть:

Высшим судебным органом была гелиэя – суд присяжных. Это был представительный выборный орган, в который избиралось по 600 человек от каждой из 10 фил. Состоял из коллегий. Также был повышенный возрастной ценз от 30 лет. Действовал в качестве суда первой инстанции (т.е. рассматривал дела по существу) и в качестве второй (в апелляционном порядке).

Среди других судебных органов существовали:

  • коллегия 51 эфета, образованной Драконтом. Коллегия эфетов состояла из 51 члена, исключительно из числа аристократов, которые должны были судить в уголовных делах
  • коллегия одиннадцати, созданной для нарушителей общественного порядка. Ей были подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, она осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.
  • коллегия диэтетов, где слушались дела по имущественным спорам. Точное количество диэтетов не известно. Дизтетом мог быть гражданин Афин, дос­тигший 60-летнего возраста. Отказываться от должности диэтета было нельзя. Суть этого суда состоит в примирении сторон. Решение можно было обжаловать. Диэтеты назывались ещё мировыми судьями.

Продолжал существовать ареопаг, однако его реальная власть в условиях демократии была очень сильно ограничена. По большей части он только рассматривал религиозные дела.

-4

Должностные лица :

Главными были стратеги и архонты. Коллегия стратегов избиралась открытым голосованием на народном собрании на 1 год. Коллегия архонтов заведовала судебными делами. В отличии от стратегов у архонтов не было равенства. Среди них был главный архонт, который назывался был эпоним.

Большее значение для граждан имели прямые натуральные обязанности — литургии.

Афинская армия формировалась на основе всеобщего

ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет.

Подлежащие мобилизации возрастные категории определялись народным собранием. Во время войны каждая фила должна была выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов, отряд легковооруженных и определенное число всадников.

В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение.

-5

Афинская демократия принципиально отличалась от современных демократий тем, что в Афинах граждане принимали государственные решения непосредственно, т.е. действовала «прямая» демократия, тогда как в современных странах действует в основном «представительная» демократия, когда решения принимают «избранники народа».

Также, надо понимать, что идеализировать афинскую демократию не стоит: граждане Афин составляли менее 1/5 населения, остальные — женщины, метеки, рабы — не имели прав.