Про человека, успешного в какой-либо сфере очень часто говорят: "Он талантливый". Тем самым, как бы объясняя причину наличия успеха его выдающимися способностми. На первый взгляд характеристика "талантливый" звучит, как комплимент. Но если посмотреть чуть глубже, получается, что статус "талантливый" обесценивает вклад самого человека, его усилия, стремление. Получается своеобразный выбор без выбора: талант есть, пришлось становиться успешным. И напротив, в реплике: "у меня нет таланта к ..." сосредоточено стопроцентное доказательство невозможности успеха в какой-либо деятельности в принципе. Другими словами: "За меня все решено: таланта нет, как следствие, и успеха нет, Я не при чем!".
Способности, задатки, талант, предрасположенность - насколько на самом деле все это важно для достижения результата в какой-либо деятельности?
В мире спорта есть масса примеров, когда выдающиеся, с точки зрения таланта, спортсмены по факту не достигали никаких результатов. И напротив, спортсмены, не имеющие никаких задатков первоначально, ставили рекорды колоссального уровня. Аналогичные ситуации встречаются и в других сферах. Почему так? А как же способности и задатки?
По факту, способности не являются единственной составляющей, гарантирующей успех. Если способности есть - это прекрасно, но не стоит переоценивать их значение.
Намного больший вес для достижения успеха имеет самодисциплина. Слово "дисциплина" часто ассоциируется с чем-то советским или режимным. Но это не так. Дисциплина - это самоорганизация, системность, сбалансированность. Именно самодисциплина может с успехом компенсировать отсутствие таланта или способностей, но, безусловно, до определенного уровня. Самодисциплина не даст человеку безграничных возможностей, но именно она может вывести его на необходимый уровень результативности.
Одна из самым популярных областей знаний, где люди говорят о себе "у меня нет способностей" - это изучение иностранных языков. Кстати эти люди, вероятнее всего, не врут: у них может на самом деле не быть способностей к языкам. Но это не причина не говорить на другом языке. Систематизируя процесс изучения языка любой человек может освоить новый язык. Дисциплина в изучении иностранного языка, это когда:
1. мы делаем регулярно и часто
2. мы делаем, даже если нам не хочется
3. мы продолжаем делать, даже если у нас не получается
4. мы перестаем реагировать на свои собственные мысли, вроде "да, ладно, если 1 раз пропустить, ничего не будет"
5. мы перестаем реагировать на колкие, едкие замечания окружающих, такие как: "да зачем тебе это надо", "у тебя всегда было вполо с иностранным языком", "ты всю жизнь учишь, учишь и ничего не знаешь до сих пор" и пр.
Данные 5 принципов дисциплины логичны, но крайне сложны в исполнении, потому что мы все живые люди, для кого свойственно уставать, иметь плохое настроении и низкий уровень энергии, иметь другие дела, хотеть сделать что-то приятное, быть зависимым от мнения окружающих и масса других причин. Без помощи не обойтись. А помогать себе, это значит:
1. Разрешать себе ошибаться
2. Хвалить себя за прогресс
3. Быть внимательным к себе, чтобы отличить внутреннее "не хочу" от начинающейся болезни, когда нужно устроить себе настоящий отдых.
4. Делать так, как удобно вам (место для занятия, формат, окружающие атрибуты).
5. Учитывать свои биоритмы. Все знают про "сов" и "жаворонков". Но не всем известно, что данная классификация не про то, во сколько человек встаёт (рано или поздно), а про то, когда мы лучше соображаем: "жаворонки" лучше воспринимают информацию по утрам, а "совы" во второй половине дня. Для жаворонка занятия по английскому в 6.00, утра, длительностью 15 минуь, будет намного более результативным, чем 45 минут в вечернее время.
Каждый человек может освоить иностранный язык, при условии, что не будет ставить на себе крест "Я не способен". Помните сказку про зайца и черепаху? У черепахи таланта не было, а победа была!
Если у вас нет таланта к языкам - пусть так. Таланта нет, а владение языком будет! Действуйте!