Найти тему
Путешествуя налегке!

Забытая художница Надежда Лермонтова. Талантливая и короткая жизнь родственницы знаменитого поэта!

Еще одно позабытое имя. А ведь Надежда Лермонтова была любимой ученицей Льва Бакста (художника, "опьянившего Париж") и некоторые ценители символизма причисляли ее к когорте "амазонок русского авангарда"!

На диване. 1910 год. Государственный Русский музей. Эта картина считается автопортретом. Но есть и версии, что здесь изображена младшая сестра художницы, Александра.
На диване. 1910 год. Государственный Русский музей. Эта картина считается автопортретом. Но есть и версии, что здесь изображена младшая сестра художницы, Александра.

Надежда Владимировна Лермонтова родилась в Петербурге, в дворянской семье, 24 сентября 1885 года. Ее отец, Владимир Лермонтов, был приват-доцентом Петербургского университета. Художница - внучатая племянница поэта, Михаила Юрьевича Лермонтова.

Надежда увлекалась рисунком и живописью с детства. Закончив Высшие Женские (Бестужевские) курсы, училась в Школе живописи Е.Н. Званцевой. Там, в 1908 году, ее заметил и потом особенно выделял Лев Бакст. Уже к 1910 году Лермонтова вырабатывает собственный стиль живописи: модерн, сочетающийся с символизмом, экспрессионизмом и примитивизмом.

Сфинкс. 1910 год.  Аукцион Sotheby’s 2005 г. из собрания Соломона Шустера.
Сфинкс. 1910 год. Аукцион Sotheby’s 2005 г. из собрания Соломона Шустера.

Годы с 1910 по 1915 были расцветом творчества художницы. Она трижды участвовала в выставках "Мир искусства", принимала участие в росписи старейшей Васильевской церкви в городе Овруче (ее изображения Страшного Суда и Рождества Христова, по отзывам очевидцев, поражали).

Но какой-то коварный рок будто преследовал Надежду Лермонтову. В 1915 году , на Выставке живописи в Москве, многие прочили картинам художницы огромный успех. Но футуристы устроили на этом вернисаже скандальное шоу.

Девочка в красном. 1914 год. Считается одной из лучших картин Лермонтовой. Здесь, как и на многих полотнах художницы,  ощущение трагизма, взрослое выражение лица  ребенка, контраст руки в черной перчатке с детской кистью выглядит зловещим.
Девочка в красном. 1914 год. Считается одной из лучших картин Лермонтовой. Здесь, как и на многих полотнах художницы, ощущение трагизма, взрослое выражение лица ребенка, контраст руки в черной перчатке с детской кистью выглядит зловещим.

«Ларионов прибил к стене женину косу, картонку из-под шляпы, вырезки из газет, географическую карту и т. д. Когда все было готово, Ларионов брал под руку товарища, показывал ему стенку и пускал в ход вентилятор. У всех опускались руки. Все понимали, что публика будет толпиться у стенки Ларионова» ( из воспоминаний Андрея Шемшурина, искусствоведа).

Так и вышло. Зрители на выставке, впечатленные этим перфомансом, не заметили тонких, мечтательных и трагических образов на картинах Надежды.

Матсура (Воспоминание Самарканда), 1916 год. Частная коллекция.
Матсура (Воспоминание Самарканда), 1916 год. Частная коллекция.

Характер у Надежды Лермонтовой был колючим, замкнутым. Она была очень независимой, не примыкала ни к одной известной творческой группировке. О ее душевном мире известно только из сохранившейся переписки с ее подругой, Юлией Оболенской.

Другая ее любимая подруга, художница Варвара Климович ("Золотая Варя", как ее называли в Школе Званцевой) умерла в 1914 году, и Надежда тяжело переживала эту потерю.

Поздние цветы. 1916 год. Частная коллекция.
Поздние цветы. 1916 год. Частная коллекция.

Надежда Лермонтова в детстве болела скарлатиной, болезнь дала осложнение на почки. В этом, отчасти, причина мрачного восприятия жизни художницей. С каждым годом ей становилось все хуже. Иногда Надежда проводила в постели целые месяцы, но писать картины не переставала.

«Я умирала эту зиму несколько раз… Все мои работы не нужны никому… их факту радуются только мои друзья». ( из переписки с подругой).

Тверская частушка. 1917 -1918 гг.
Тверская частушка. 1917 -1918 гг.

Последние годы своей короткой жизни Надежда пишет картины, создает иллюстрации к книгам, работает над эскизами декораций к балету "Золотое руно" С. Соловьева, но сил у нее все меньше. Старшая сестра художницы, Екатерина, оставляет свою работу в университете, полностью посвящает себя уходу за больной.

Автопортрет. 1916 год. Частная коллекция.
Автопортрет. 1916 год. Частная коллекция.

Надежда Владимировна Лермонтова скончалась в апреле 1921 года, в Петербурге. Ей было всего 36 лет. До наших времен сохранилось более 40 картин, рисунков, эскизов, иллюстраций, часть из которых можно увидеть в Государственном Русском музее и на выставках в частных галереях.

Статьи о других забытых художниках на моем канале: