Роман Русинов — один из самых титулованных пилотов в российской истории, триумфатор множества международных соревнований, герой обложки Men's Health, пилот и спортивный директор G-Drive Racing. МТ встретился с ним, чтобы обсудить, что происходит в российском автоспорте, пока доступ на мировые арены для нас временно закрыт.
В последние годы наш автоспорт оказался в изоляции, и многие волнуются за его судьбу. Давай начнем с каких-то приятных новостей для них. Какие события этого сезона помогают лично тебе верить в лучшее?
Во-первых, команда G-Drive Racing в этом сезоне трансформировалась в масштабный проект, направленный на развитие и популяризацию технических видов спорта в России.
Это целая автоспортивная платформа, включающая в себя команды в гонках на выносливость, кольцевых гонках, ралли и пилотов из дрифта. Круто, когда получается быть частью такой масштабной истории.
Второе, конечно, участие в ралли «Шелковый путь». Мы выступали двумя машинами с Настей Нифонтовой, одной из лучших пилотесс в автоспорте. Это знаковое событие мирового уровня, которое неизменно собирает огромное количество зрителей. Старт в Казани, финиш на Красной площади в Москве. Маршрут длиной пять с половиной тысяч километров и организация на самом высоком уровне.
Еще одно событие — это фестиваль Garage Fest, который прошел на трассе «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом и собрал 30 000 зрителей. Несмотря на то, что мы сейчас не выступаем в мировых стартах, у нас есть возможность прокачать наши чемпионаты и выступать здесь. Уровень с каждым годом становится все серьезнее, а соревнования — интереснее.
Я правильно понимаю, что такие фестивали, как Garage Fest, «Автокультура» и другие — это семейные праздники, куда приходят люди, даже далекие от автоспорта, то есть новая аудитория?
Конечно. Те же «24 часа Ле-Мана» — это тоже семейный праздник, и Garage Fest во многом похож на него. У тебя есть крутое гоночное событие, есть шоу, есть выставка красивых автомобилей, лектории — есть чем заняться всей семьей. Это очень важно. Там каждый найдет что-то интересное для себя.
Ты в этом году дебютировал в «Шелковом пути». Это ралли похоже на гонки на выносливость, в которых ты провел большую часть карьеры?
Пересечений довольно много. Первое — это топливо, на котором мы выступаем. Мы стали ездить на G-Drive еще с самого его появления, производитель использует наш опыт и обратную связь для работы с бензинами. Так что на нем сейчас гоняют и участники «Шелкового пути», и команды Российской серии гонок на выносливость, и Российской серии кольцевых гонок. Второе — то, что «Шелковый путь» — очень сложное и длительное соревнование, которое также требует огромной выносливости.
Разница в том, что на ралли-рейде — бездорожье, и ты по этому маршруту пройдешь только один, в то время как в шоссейно-кольцевых гонках ты знаешь трассу наизусть и можешь проехать ее даже с закрытыми глазами.
На «24 часах Ле-Мана» ты едешь на все 100% возможностей машины, а в ралли так нельзя, потому что ты не знаешь дорогу.
Я финишировал вторым с первого раза. Считаю, что это реально очень круто.
Когда наконец все вернется на круги своя, ты не хочешь попробовать себя еще и на «Дакаре»?
Все возможно, но еще раз хочу заметить, что «Шелковый путь» не уступает «Дакару». Ни с точки зрения организации, ни с точки зрения соперников, ни с точки зрения разнообразия дорог.
Если в следующем году удастся провести маршрут еще и по территории Китая, это будет вообще просто фантастика. Кстати, мой отец много лет назад занимался организацией ралли-марафона «Дакар».
Сейчас все чаще можно увидеть, как представители тех или иных видов автоспорта пробуют себя в новых дисциплинах. Например, ты поучаствовал в «Шелковом пути», а пилоты «КАМАЗ-мастера» — в дрифт-серии RDS. Говорит ли это о том, что, оказавшись в изоляции, российские гонщики и команды сильнее сплотились?
На самом деле, такое было и раньше. Спорт объединяет, все дружат между собой. Мы соперники на трассе, но при этом хорошие друзья. Сейчас все объединились еще сильнее, ведь у нас общее дело — развивать автоспорт в стране. Я считаю, что он реально очень классно растет.
У G-Drive Racing всегда сильный состав пилотов. Как идет отбор?
Как менеджер команды я всегда знаю, кто из очень талантливых пилотов сейчас по тем или иным причинам не востребован.
Например, я всегда говорил, что Ник де Врис — пилот уровня «Формулы-1». Когда мы взяли его в G-Drive Racing, он только выиграл «Формулу-2», но в «Формуле-1» для него не было места. Я понимал, что ему нужна возможность проявить себя, и это непременно даст результат.
Например, я никогда не ставил себе новые шины, а оставлял их для ребят. Эта вера помогала им раскрываться, делать свою работу на 100% и добиваться успеха даже в трудных ситуациях.
В итоге для всех ребят, кого я брал в команду, G-Drive Racing становился трамплином к успеху. Они выигрывали вместе с нами, а затем выигрывали и в других чемпионатах. Рене Раст, Ник де Врис, Сэм Берд, Жан-Эрик Вернь — список можно продолжать долго.
При этом я очень требовательный — к инженерам, гонщикам, механикам. Не прощаю ошибок никому, в том числе и себе. У нас работают лучшие. Именно поэтому мы и стали самой успешной командой в истории гонок на выносливость.
При этом ты привлекаешь в команду не только опытных специалистов, но и молодежь — студентов Политеха.
Это очень крутой проект, который также является частью автоспортивной платформы G-Drive Racing. Студенты московского Политеха не просто проходят практику, они оказываются в реальной гоночной команде, работают, получают зарплату.
А самые лучшие остаются у нас. Я уверен, что у этого проекта большие перспективы.
Традиционно в гражданские машины очень много чего переходит из автоспорта, при этом сейчас явно видно, что автомобильный мир взял курс на развитие электрических двигателей. Значит ли это, что и в автоспорте закончится эпоха ДВС?
В моем понимании эмоции в автоспорте связаны именно с двигателем внутреннего сгорания. Если мы возьмем сейчас самые топовые автомобильные бренды, они по-прежнему делают двигатели V12, так что эпоха ДВС не заканчивается. Разве что активно используются гибридные технологии.
Чего лично ты ждешь от следующего сезона?
Пока могу сказать одно — у нас есть четкое понимание, как можно сделать все еще круче. Так что ждите от нас новостей.