247,6K подписчиков

«Хоббит»: бегом за месяц

1,2K прочитали


Впервые легендарный теперь мир Толкина публика увидела на экране еще при жизни писателя, в далеком 1966 году. И если вы хоть когда-то бухтели, что режиссеры позволяют себе вольности с сюжетом и персонажами этого фентезийного мира — дышите глубже, вы видели еще не все.

Дело было так. В 1964 году продюсер Уильям Снайдер купил права на экранизацию «Хоббита» и заказал полнометражку по этой повести художнику-мультипликатору и режиссеру Джину Дэйчу — одному из тех людей, что трудились над сериями «Тома и Джерри».

В тот момент Толкин еще не был популярен: профессор пижонил и трилогию «Властелин Колец» разрешал издавать только в твердой обложке, что влияло на охваты аудитории. Дэйч тоже не читал роман, когда взялся за работу, и рассматривал «Хоббита» как самостоятельную историю. Частично из своих соображений, частично опираясь на пожелания Снайдера, он ощутимо переработал сюжет, добавил в сказку принцессу для героя, менял имена; придумал к мультфильму песни и хотел поэкспериментировать в техническом плане — совместить двухмерную анимацию с трехмерными фонами. Работать над сценарием Дэйчу нравилось, работа спорилась, но незадолго до ее завершения случился скандал: издательство Ace Books выпустило контрафактный тираж «Властелина Колец» в мягкой обложке.

Pic1. Бильбо (еще не ведает, что его ждет).
Pic1. Бильбо (еще не ведает, что его ждет).

Роман пошел в массы. Дэйч, как он утверждает в воспоминаниях, сам узнал о нем только тогда и, прочитав, понял, что «Хоббит» — лишь часть масштабной истории. Он внес небольшие коррективы в уже почти готовый (за год работы-то!) сценарий, пытаясь все-таки логически увязать его с оригинальной большой историей.

Но затем наступил облом. Снайдер запросил у студии 20th Century Fox слишком много на реализацию задумки, и проект остался без финансирования. До Америки растущий интерес к Толкину еще не докатился, так что и интереса к сложному мультфильму по его повести у студий не было. Дэйча, вложившего в сценарий душу, это огорчило, и о том, что проект так и не удалось осуществить, он сожалел и годы спустя.

Но! «Худшее было впереди», — как выразился сам режиссер.

Pic2. Бильбо (орет).
Pic2. Бильбо (орет).

Через несколько месяцев Снайдер связался с Дэйчем и поставил задачу: двенадцатиминутный (одна катушка плёнки 35 мм) цветной мультфильм за месяц. Сделать и доставить в Нью-Йорк (Дэйч с 1959 жил и работал в Праге). «Я подумал, он курит что-то позабористее своих любимых кубинских сигар. Невозможно!»

Дело было в том, что интерес к Толкину стремительно рос, а значит, росла и стоимость прав на экранизацию. Но имевшиеся у Снайдера права по условиям контракта истекали 30 июня 1966 года, если он не выпустит мультфильм. Ушлый продюсер вчитался в документы и обнаружил, что юристы Толкина дали маху и нигде не прописали, что мультфильм должен быть полнометражным. То есть, достаточно было сварганить цветную короткометражку, чтобы сохранить за собой права, а потом очень выгодно их продать. И никакой тебе мороки с выбиванием финансирования под полный метр и прочим.

Pic3. После того, как дракон разрушил Дэйл и похитил Аркенстон, в живых остались только трое: хранитель сокровищ, генерал Торин Дубощит и принцесса Мика.
Pic3. После того, как дракон разрушил Дэйл и похитил Аркенстон, в живых остались только трое: хранитель сокровищ, генерал Торин Дубощит и принцесса Мика.

Дэйч обкорнал свой сценарий, позвал на подмогу друга, чешского иллюстратора Адольфа Борна, с которым они разработали простую раскадровку. Рисовали все буквально под камерой. Еще одного друга — Херба Ласса, американца, работавшего диктором на Чехословацком радио на английском — Дэйч попросил зачитать закадровый текст. У третьего — композитора Вацлава Лидла — одолжил мелодии для кино, которые на скорую руку нарезал и скомпоновал между собой. Об авторских правах Дэйч не беспокоился, он понимал, что этот мультфильм лишь формальная поделка и не пойдет в прокат.

Pic4. Они же + Гэндальф в норе у Бильбо.
Pic4. Они же + Гэндальф в норе у Бильбо.

За месяц мультик все-таки был готов, и Дэйч прилетел с ним в Америку. Снайдер заранее арендовал на Манхеттене небольшое помещение для показа, разок посмотрел получившееся сам, а дальше история была просто изумительная: Дэйч пошел на улицу и предлагал всем подряд прохожим посмотреть мультфильм за 10 центов. Соглашавшимся давал 10 центов, которыми они ему платили. После просмотра десяток зрителей попросили подписать бумагу, что 30 июня 1966 года они посмотрели цветной мультфильм «Хоббит».

Pic5. Тролли и горы.
Pic5. Тролли и горы.

Это был единственный показ «Хоббита» Джина Дэйча. Снайдер в том же 1966 году перепродал права на экранизацию за 100 тысяч долларов, а мультфильм канул в небытие почти на полвека. Он считался утраченным, но в 2011 году сын Уильяма Снайдера отыскал плёнку на складе отцовской компании Rembrandt Films, и в январе 2012 года мультфильм появился на YouTube, где доступен и сейчас. Ищется как «Hobbit 1966».

 Pic6. Это Шлак, товарищи. Имя у дракона такое. Белое сердечко — Аркенстон. В углу слева подполз и наблюдает Бильбо.
Pic6. Это Шлак, товарищи. Имя у дракона такое. Белое сердечко — Аркенстон. В углу слева подполз и наблюдает Бильбо.

В нем почти нет, собственно, анимации — видеоряд больше похож на комикс, бросается в глаза сжатый донельзя и даже в таком виде сильно перепетый сюжет, но сами картинки — очень даже ничего. Даже Дэйч, крайне огорченный тем, во что в итоге превратился проект, признал, что стараниями Адольфа Борна визуальный ряд получился смотрибельным.

Pic7. «Где моя прелесссть?»
Pic7. «Где моя прелесссть?»

Автор - Аня Веснина

CatScience