Абсолютно все люди, даже далекие от классической музыки, знакомы с балетом «Лебединое озеро». Но знаете ли вы, что он вовсе не сразу стал таким известным и популярным?
В этой статье вы найдете 5 интересных фактов о балете, его истории и музыке, а также о том, чем вдохновлялся Петр Ильич Чайковский перед его созданием.
Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
1. Изначально балет потерпел неудачу
Первая и единственная при жизни Чайковского постановка балета была поручена штатному балетмейстеру Большого театра Вацлаву Рейзингеру, который снискал себе славу не самого талантливого человека.
Премьера состоялась 4 марта 1877 года. Балет был признан неудачным, успеха не имел и вскоре ушел со сцены. Основной проблемой постановки называли слабую хореографию, которая к тому же не соответствовала замыслу композитора.
После премьеры балета критики писали о нем такие отзывы: «Кордебалет топчется на одном и том же месте, махая руками, как ветряные мельницы крыльями, а солистки скачут гимнастическими шагами вокруг сцены».
Музыка Чайковского действительно была новаторской, отличалась от привычной тогда незамысловатой балетной музыки. Но неуместная хореография перетягивала все внимание на себя.
Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
2. Мариус Петипа: возрождение «Озера»
По-настоящему известным балет стал спустя 18 лет после первой постановки благодаря двум другим балетмейстерам: Мариусу Петипа и Льву Иванову. В 1893 году дирекция Императорских театров поручила им возродить балет. Работу они начали вместе с композитором, однако, Чайковский вскоре скончался, и постановка была завершена посмертно.
Премьера состоялась 15 января 1895 года в Мариинском театре в Петербурге. Зрители были в полном восторге! Балет получил признание и мировую известность.
Один из известных танцовщиков XX века Сергей Лифарь отметил, что «в этом балете гениально дополняют друг друга русская мечтательность и одухотворенность Иванова и неистовый, изобретательный галльский темперамент Петипа».
Лев Иванов занимался именно «лебедиными» сценами, которые и прославили балет на века. Петипа в свою очередь изменил дивертисмент до неузнаваемости (дивертисмент — отдельные номера-вставки, не связанные с общим сюжетом постановки).
Так балет «Лебединое озеро» стал соответствовать требованиям зрителя, отдавая дань балетной традиции. С тех пор именно постановка Петипа стала канонической.
Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
3. На Земле есть реальное лебединое озеро
На юге Германии в Баварии есть озеро — Schwansee (schwan — лебедь, see — озеро). Оно находится около знаменитого замка Нойшванштайн. Это замок баварского короля Людвига II, который известен как поклонник творчества Рихарда Вагнера. Этот король считал себя «Рыцарем лебедя», на его гербе также изображен белый лебедь, а весь его замок пронизан таинственной романтической символикой.
В 1871 году Чайковский путешествовал по Германии, где мог вдохновиться этим замком и озером. Интересно, что до сих пор одной из декораций к балету является высокий готический замок, стоящий на берегу озера.
Фото: Томас Вольф
4. Новизна в балетной музыке
«Лебединое озеро» — первый классический русский балет. В XIX веке музыка в балете играла вовсе не главную роль, а скорее прикладную. Основным автором балета был балетмейстер, а композитор должен был сочинять музыку под конкретные движения и балетные па.
Именно Чайковский кардинально изменил эту традицию своими тремя балетами, первый из которых — «Лебединое озеро». Музыка этого балета полна симфонизма, насыщена глубоким психологизмом и вниманием к человеческим качествам. Все это не было свойственно музыке к балетам того времени.
Новое слово в балетной музыке — использование лейтмотивов. Этот принцип Чайковский использовал и в других своих сочинениях. Проведение одной темы сквозь весь балет скрепляет его, не давая распадаться на отдельные номера.
5. Шутки танцоров
Сегодня в театральных кругах есть популярная поговорка «десятый лебедь в пятом ряду». Так говорят о танцовщиках, которые все время исполняют только второстепенные, незначительные роли и не могут добиться существенных успехов в карьере.
Родилась эта фраза благодаря кордебалету из второго акта, где помимо солистки на сцене может одновременно танцевать двадцать—тридцать балерин, в зависимости от состава и возможностей сцены, на которой реализуется балет.
Фото Наташи Разиной © Мариинский театр