«Как выскочу, как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!»
По статистике самые тяжелые аварии с летальным исходом происходят на встречной полосе. По данным НЦ БДД МВД России за 9 месяцев 2023 года на встречке погибло 1643 человека, что составляет 32,3% от общего числа погибших.
ВНИМАНИЕ!!! Каждый третий водитель/пассажир погиб на встречке!!!
Традиционно перед статьёй:
Кроме этой статьи, есть много интересного в других статьях канала SafeRoad. Читайте вдумчиво и не торопясь! Есть вопросы запишите и шлите их мне. Не забываем подписаться на мои каналы – они под статьёй. Вам может быть интересно, а мне стимул что-то писать для Вас. Рекомендуйте канал ДЗЕН знакомым, и Вам воздастся в виде новых интересных и полезных, с точки зрения практики, материалов!
Внимание!
Данный материал не может служить обучающим материалом и носит информационно-справочный характер. Поскольку «обгон» самый опасный и сложный вид штатного движения транспортного средства, использование и применение рекомендаций из статьи выполняйте с корректировкой на фактические условия дорожного потока! Все возможные варианты дорожных ситуаций в статье предусмотреть невозможно! И всё же, всё что Вы прочитаете в этой статье, предназначено исключительно для сохранения Вашей жизни и здесь Вы не найдёте ничего про штрафы и наказания!
В этой статье также будет немного условного расчета, научно обоснованного в предыдущих статьях.
Традиционно! Что удивительный мир ПДД нам готовит?
Пытался для себя найти причину, почему при всей их корявости необходимо соблюдать ПДД? Жить стало легче и проще. Теперь я исхожу из того, что ПДД это, по сути своей, условные договоренности граждан Страны, которые позволять всем нам минимизировать риски получения убытков, травм и смерти.
Необходимая справка:
О том, как определяют термины «обгон», «опережение» и «перестроение» ПДД?
Обращаемся к источнику - п.1.2. ПДД (Постановление Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
"Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Внимание!
Не путать с очень похожими терминами, которые не очень честные сотрудники регуляторных дорожных служб могут трактовать по-своему:
"Перестроение" - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
"Опережение" - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
«Встречная полоса»
Тем более, что все эти три термина привязаны к другу по последствиям ошибок так, что их не оторвать.
Может кому-то пригодиться!
ПРО «ОБГОН».
Ситуация 1. Загородные трассы с одной полосой движения в каждую сторону.
Обгоны в зоне примыканий, обозначенных такими знаками, равносильно попытке самоубийства!!!
Я бы с таким знаком рядом ставил знак «Обгон запрещён». Но часто наличие прерывистой осевой и монотонность дальних перегонов провоцирует не замечать эти знаки. Тем более, что чаще всего они стоят «незаметно», да и, собственно, чего на него обращать внимание, это же всего лишь ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ ЗНАК, а не запрещающий!!!
Короче берите себе на заметку. Подстрахуетесь!
Почему это столь опасно и что бы не разжёвывать словами смотрите картинку.
Серая машина перекрывает видимость и жёлтому, и синему. Ввиду того, что не видят друг друга, для каждого из них – ДОРОГА СВОБОДНА ОТ ПОМЕХ и МОЖНО «БыСТРЕНЬКО» - обогнать и/или выехать на главную! Видео с подобными авариями в сети множество.
Ситуация 2. Обгон условной фуры/крупномера/
Водитель фуры: «высоко сижу, далеко гляжу»
Если водитель фуры настоящий, то поможет включением правого поворотника, подсказать, когда встречка свободна далеко и его можно обогнать. Но все же сами убедитесь, что дорога действительно свободна на достаточное для безопасного обгона расстояние (об этом в статье будет отдельное описание). Несколько раз встречались «шутники» или водители неправильно оценивающие мои возможности и возможности моего автомобиля для выполнения обгона. Имейте ввиду, что у каждого водителя свои принципы и признаки, когда можно обгонять, или другими словами – когда этот водитель начал бы обгон сам!! Т.е. он абсолютно безосновательно, не зная Вас, приписывает Вам свои возможности, способности и навыки.
И другой вариант помощи водителя фуры.
Ситуация 3. СМЕРТЕЛЬНЫЙ ОБГОН по принципу «УСПЕЮ-ПРОСКОЧУ!»
Видимо водители, предпочитающие такой тип обгона детскую сказку «Заюшкина избушка» выучили наизусть и используют в жизни принцип «Как выскочу, как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!»
Именно так, «клочками» и закачиваются такие обгоны.
Для водителя розового автомобиля ситуация внезапно становится критически опасной, у него/неё происходит дикий выброс адреналина в кровь, а другой гормон – кортизол, требует какого-то действия, но времени в 9 из 10ти случаев на действие нет!!! Что бы увернуться от такого «любителя сказок» надо быть постоянно готовым, но при долгом монотонном движении по скоростным трассам типа М4, скорость и оценка ситуации притупляется, а ситуация становится смертельно опасной для обоих. Сместиться от встречного на обочину или даже на встречку – это самая настоящая лотерея. Однозначной рекомендации для водителя розового автомобиля у меня нет! 50/50 ! Умрут оба или выживут.
Ситуация 4. Как тактически выполнять обгон правильно?
Какое расстояние движения при обгоне по полосе встречного движения можно считать гарантированно безопасным?
Сложность в том, что кроме глазомера надо опираться на что-то осязаемое, понятное и простое! И лучше всего для этого ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВРЕМЯ БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЕ до возврата в свой ряд.
Предлагаю исходить из следующего условного принципа, что и Вы и встречный автомобиль двигаются со скоростями не менее 100 км/час. Т.е. чтобы было понятнее и проще, считайте, что это Вы двигаетесь со скоростью 200 км/час к стоящему впереди розовому автомобилю. Та фура, которую Вы обгоняете двигается на 20 км/ч медленнее Вашего автомобиля, т.е. 80 км/час. В уме держим то, что для экстренного торможения перед стоящим розовым автомобилем потребуется чисто тормозного пути со скорости 200 км/час до полной остановки не менее 263 метров плюс перенос ноги с «газа» на тормоз ещё 55 метров. Итого 318 метров. Время движения до точки возможного столкновения 318 метров, составляет ~ 6 сек. «Дарим» себе ещё 1 сек движения и добавляем еще пару секунд на разгон в своей полосе и получаем такую картинку:
Т.е. для гарантированно безопасного обгона при разнице скоростей 20 км/час и одинаковой скорости сближающихся автомобилей, потребуется не менее 9 секунд движения по встречной полосе! Но поскольку у нас торможения не будет, то время на перенос ноги с газа на педаль тормоза (1 сек) из расчёта исключаем и тогда суммарно на скорости ≈ 55,6 м/сек за 9 сек автомобиль проедет примерно 500 метров! Учитывая, что между осветительными столбами примерно 50-55 метров, то до встречного «розового» автомобиля должно быть не менее 11 столбов.
Вариант личной тренировки оценки безопасного расстояния:
Двигаясь по своей полосе, выберите вдалеке на встречке какой-то автомобиль, и начинайте считать время как это делают парашютисты (501…502…503… … 509) до момента, когда встречный поравняется с Вашим автомобилем.
P.S. к Ситуации 4 – С удовольствием приму Ваши рекомендации по иной тренировке глазомера.
ПРО «ОПЕРЕЖЕНИЕ».
Ситуация 5. Опережение условной фуры/крупномера/
Очень часто такое бывает на длинных подъёмах-тягунах, когда фура, разогнавшись в горку, упирается в автомобиль.
Водитель фуры:
«я тоже разгоняюсь перед тягуном, чтобы в горку заехать по инерции, без переключения передачи на пониженную, с меньшими потерями топлива»
Смотрите картинку. При разгоне под горку водитель синего автомобиля хорошо видел, что фура догоняет розовый автомобиль! И абсолютно ясно, что он пойдет на его «опережение», используя «перестроение».
Поэтому лучше заранее снизить скорость и проехать мимо розового автомобиля ЗА фурой. Если перед розовым автомобилем есть свободное пространство, фура пропустит синий автомобиль. Все это достаточно просто просчитать заранее, наблюдая за потоком сверху, перед началом спуска с горки.
Главный вывод
Никаких паровозиков и прикрытий во время обгона! На обгон выходить только в одиночку! Имея четкий алгоритм действий на все перечисленные (и особенно не перечисленные!!!) ситуации, когда завершить обгон не удастся.
У кого есть вопросы, и кто посчитает все прочитанное полезным рекомендуйте знакомым и друзьям и поставьте в ДЗЕНЕ «лайк».
А для более «интимного» общения и объяснения персонально Вам тонкостей, можете «похвалить» меня через ЮМани https://yoomoney.ru/to/4100118098522272. Пообщаемся через https://chattern.ru/ - ссылку приглашение сброшу в личку.
Мои каналы:
https://vk.com/alexeynkolontai
https://www.youtube.com/@Safe_Road
ВОКОМ® - зарегистрированная марка "Центра контраварийной подготовки водителей МастерКласс". Ссылка на методику и статьи при обучении и описании в любых средствах информации обязательна.
С уважением к моим Читателям и Ученикам, руководитель "Центра контраварийной подготовки водителей МастерКласс" Алексей Н. Колонтай