Есть бренды, которые вроде бы не всем знакомы, но кто их знает, сразу же понимает - это крутизна, выше некуда! К примеру, всем известны фотокамеры Nikon, Canon или Sony, поскольку они встречаются сплошь и рядом. А вот ты произнеси в какой-нибудь кампании заветное слово "Hasselblad" - и поймут только те, кто в теме, для остальных это "ниачом". Зато, кому надо, уважительно кивнут, мол, класс, уважаем.
Вот примерно то же самое и с машинами марки АСТОН МАРТИН от британской компании Aston Martin Limited. Особенность их в том, что, как утверждают производители, большинство моделей сделаны вручную. Более того, в каждой машине есть бронзовая табличка с именем человека, ответственного именно за этот конкретный экземпляр. (Помните, в советские времена в каждой коробке конфет лежал маленький листок бумаги с фамилией упаковщицы. Вот примерно то же, только на пять порядков выше.)
То есть, как и любая сделанная руками, а не на потоке, вещь, каждый автомобиль АСТОН МАРТИН - товар штучный и очень дорогой. Элитный.
Неслучайно именно на такой машине ездил легендарный Джеймс Бонд.
А началось всё в 1913 году, когда английский бизнесмен Лайонел Мартин и английский же инженер Роберт Бэмфорд создали компанию «Бэмфорд & Мартин» (Bamford & Martin). Ещё через два года был произведён первый автомобиль, который получил название Aston Martin. Он имел 1,4-литровый четырёхцилиндровый двигатель - правда, чужой, от британской компании Coventry Climax, и шасси от итальянской компании Isotta Fraschini - то есть, тоже не своё.
К слову, название АСТОН МАРТИН было дано в честь того самого Лайонела Мартина, который участвовал в специальных гонках в парке Астон Хилл (округ Астон-Клинтон, графство Бакингемшир).
Однако это было далеко не самое удачное время для старта любого бизнеса, и не только автомобильного. В условиях Первой мировой войны «Бэмфорд & Мартин» сумели выпустить не более 14 модель в год. Правда, хоть со сбытом проблем не возникло - все их оторвали с руками.
После Первой мировой войны Бэмфорд арендовал бывшие конюшни на Абингтон Роуд, где пять лет спустя появилась вторая модель АСТОН МАРТИН.
Но, как говорится, "между Первой и Второй перерывчик небольшой", поэтому выйти на качественно новый уровень компании не удалось, и в 1947 году её приобрела более богатая и солидная структура - David Brown Ltd. Её руководитель (как нетрудно догадаться - Дэвид Браун) давно присматривался к АСТОН МАРТИН и эти машины покорили его суровое британское сердце. А чтоб два раза не ходить, Браун заодно прикупил ещё и компанию Lagonda. Объединённая компания стала называться Aston Martin Lagonda Limited.
Несмотря на всё ещё штучное производство, а может, именно благодаря ему, машины АСТОН МАРТИН получались на редкость быстрыми и мощными, из-за чего Браун решил, что они непременно должны победить на самой популярной гонке того времени - 24 часа Ле-Мана. И это свершилось в 1959 году. То есть вложения бизнесмена полностью себя оправдали.
Но потом снова возникли финансовые трудности, и в 1972 году компанию продали расположенному в Бирмингеме консорциуму Company Development Ltd, а ещё через три года - американским предпринимателям Питеру Спрагъю и Джорджу Миндену.
Впрочем, их потенциала тоже ненадолго хватило - возможно, потому, что производство АСТОН МАРТИН всё-таки очень дорогое и далеко не всем доступное удовольствие (как, впрочем, и обладание этими машинами). Поэтому в 1987 году произошла очередная смена владельца, и им стал американский концерн FORD, купивший 75 % акций фирмы.
Именно это позволило, наконец, решить финансовую проблему и основательно улучшить производственную базу. В 1994 году был открыт новый завод в Banbury Road в Блоксгеме, недалеко от Оксфорда (там же, кстати, делают и "ягуары").
И всё равно - количество машин с заветным лейблом АСТОН МАРТИН мизерно, по сравнению с другими, и исчисляется всего лишь сотнями, а отнюдь не сотнями тысяч. Впрочем, коль скоро они предназначены для избранных, сравнивать их со всяким ширпотребом даже как-то оскорбительно.
В 2003 году была открыта фабрика в городке Гейдон британского графства Уорикшир. Там же сегодня расположена штаб-квартира и фабрика производителя автомобилей АСТОН МАРТИН.
В том же году было решено снова вернуть машины этого производителя в автоспорт. Примечательно, что в уже упомянутой гонке "24 часа Ле-Мана" АСТОН МАРТИН снова победил в 2007 и 2008 годах.
В том де 2007 году FORD продал это золотое яичко консорциуму инвесторов во главе с Дэвидом Ричардсом, владельцем компании Provide, давним поклонником и коллекционером автомобилей АСТОН МАРТИН. Кстати, всего лишь за $925 млн. То есть любой наш абрамович, фридман или авен могли бы оказаться на месте Ричардса, благо, что деньги у них на это есть. Но, как говорится, "кто же им дасть!" (К слову, на волне коронавируса, из-за падения производства, стоимость компании упала до 540 млн фунтов стерлингов по состоянию на 22 мая 2020 года. А сегодня, очевидно, эта сумма ещё ниже.)
В 2013 году Aston Martin Limited подписала договор о стратегическом партнёрстве с немецким автопроизводителем Daimler AG. Хотя это почти не увеличило количества производимых автомобилей. Да и зачем, если владеть ими должны лишь единицы!
На этом фоне довольно необычно читать рекламные завлекаловки, в которых утверждается, что каждый уважающий себя мужчина просто обязан купить АСТОН МАРТИН, ибо это
1. престижно (увидев вас даже не за рулём, а просто рядом с этой машиной, все сразу поймут, с кем имеют дело)
2. стильно (по элегантности это британское авто не имеет себе равных)
3. выгодно (АСТОН МАРТИН - единственная машина, которая с каждым годом не теряет в цене, а наоборот, становится всё дороже)
4. прикольно (любая такая машина вызывает исключительно положительные ассоциации, в том числе, и потому, что то любимая машина Джеймса Бонда)
5. экономно (да-да, как ни странно, проще купить АСТОН МАРТИН и им козырять перед всеми, чем искать миллионы долларов на яхты и самолёты).
Офигеть, дайте две!
Лайонел Уокер Берч Мартин (15 марта 1878 – 21 октября 1945) - английский бизнесмен.
Родился в Нансладроне, графство Корнуолл, в семье богатого фабриканта, владельца фарфорового производства.
Закончил Итонский колледж, затем Брейзноуз-колледж в Оксфорде. Там он был активным членом университетского велосипедного клуба. Потом Мартин отучился в Чарсли-Холле - особом подразделении Оксфорда для крутых клиентов. И стал бакалавром.
Основать автомобильное дело он решил, когда встретился с другим таким же автолюбителем - Монтегю Нейпиром. Но, самое интересное, что в 1909 году Мартину на два года запретили водить машину в Гшилфорде - за то, что он не оплатил штраф за нарушении ПДД. И несмотря на весь его статус и богатство, наказание так и не было отменено (привет Маре Багдасарян!), из-за чего ему пришлось на некоторое время пересесть с авто на вело. Но и тут он не унимался, и даже установил рекорд скорости от Эдинбурга до Йорка в 1911 году.
Именно в этот период Мартин познакомился с другим велосипедистом из Бат-роуд Клуба - Робертом Бэмфордом. А потом вместе основали ту самую компанию.
И ещё одна примечательная деталь: с ноября 1925 года "Bamford & Martin" перешла в конкурсное производство, и Мартин снял с себя директорские полномочия, переключившись на другое своё детище - компанию Singleton Birch, которая занимается вообще другими вещами (производит и продаёт известь). Говорят, после 1925 года у него никогда не было автомобиля АСТОН МАРТИН.
Финал жизни этого любителя быстрой езды, увы, печален.
Во время второй мировой войны, когда бензин был очень дорог, Мартин вновь пересел на велосипед. И был сбит на светофоре на Глостер-роуд недалеко от своего дома.
Роберт Бэмфорд (16 июня 1883 – 16 апреля 1942) - английский инженер, велолюбитель.
Родился в Ламарше, графство Эссекс, в семье священника. Посещал Шерборнскую школу в качестве поденщика.
Во время Первой мировой войны в течение одного года служил рядовым в Лондонском полку 25-го велосипедистского батальона (графство Лондон), а затем в звании лейтенанта в Армейском служебном корпусе, механиком.
В компании "Bamford & Martin Ltd" он был инженером партнерства. И ушёл из бизнеса в 1920 году - на 6 лет раньше Мартина.
На его надгробии написано: "Инженер-автомобилист, основатель компании Bamford & Martin, позже ставшей Aston Martin. Также его мать Бланш Эдит Майерс, 26 мая 1856 - 5 марта 1946. Часам, людям и пабам Дитчлинга будет его не хватать".
А что будет написано на вашем надгробии?..
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!