Вспомним малоизвестные подробности европейской политики двадцатого века, касающиеся молодого Советского государства.
В 1927 году по мере приближения срока созыва латвийского сейма, которому предстояло ратифицировать советско-латвийский торговый договор, согласно воспоминаниям современников в Прибалтике стали происходить удивительные вещи.
Беспристрастного наблюдателя не могло не поразить то единодушие, с которым все в прибалтийских республиках - " и стар и млад", усматривали опасность для себя в предстоящем торговом договоре. И с какой трогательной заботливостью указывали латвийскому министру иностранных дел Н. Целинсу его "милые соседи" на слишком широкий размах и ошибочность его политики.
Можно было подумать, что не любила прибалтийская буржуазия Советский Союз и пыталась ему вредить, так нет прибалтийской буржуазии было прекрасно известно что ей ссориться с Советским Союзом совсем не "на руку", да и не к чему. Наоборот, она даже готова была позавидовать дружественности латвийско-советских отношении.
Так, официальный представитель правительства Финляндии Т. Тимонен в 1927 году заявил: " Политика Целинса заслуживает уважения, поскольку налаживая отношения с Советским Союзом он делает доброе дело для всей Прибалтики". Казалось чего уже более? Но тут как будто кто то Тимонена одернул и он далее продолжил уже "изменившемся голосом": "Но..но совсем другой вопрос, при всяких ли условиях такая политики применима?".
Приблизительно тоже самое было и в Эстонии. И там тоже официальные должностные лица государства "всячески сочувствовали" примирительной политики Латвии в отношении Советского Союза и её желанию построить международные отношения на сильной экономической основе. Но тут вдруг, "кто то начинает тянуть данных лиц за рукав" и они внезапно став в "важную позу" заявили : "Но мы опасаемся что советско-латвийский договор может стать препятствием для заключения таможенной унии между Эстонией и Латвией".
Остается спросить, кто же оказывал давление на упомянутых нами лиц? Совсем неплохо было бы задать данный вопрос самому министру иностранных дел Латвии Н. Целинсу, который к всему прочему в 1927 году совершил поездку в Литву, где пытался заложить фундамент будущего здания Союза балтийских государств. Та "дружественная услуга", которую оказывали Целинсу друзья по Прибалтике-услуга, которая состояла в стремлении превратить Латвию в безвольное орудие английской политики-согласно мнению появившемуся в финской прессе в 1925 году, показывала во что бы превратился Союз балтийских государств если существовал бы на самом деле.
В дальнейшем, подробную характеристику данная политическая ситуация получила в финской прессе, которая же эту ситуацию "красиво" представила финской публике и мировому сообществу: " Если теперь милых балтийских братцев, с завидным постоянством бросающих палки в колеса одергивают по одиночки, то в случае их союза-будут одергивать всех одновременно. Вот и вся разница, и все удобно. И не поэтому ли, так заманчива светят звезды балтийского союза в лондонском тумане, в глазах английского дипломата?".