Скажете- странная фотография для начала рассказа? Нет. Потому что этот монастырь, возрождённый к жизни в конце 1990-х, до сих пор хранит свои тайны и не особо собирается их раскрывать.
Но сначала то, что знают все. Об истории его создания.
Горицкий Воскресенский монастырь находится в небольшом селе Горицы на берегу реки Шексны в Кирилловском районе Вологодской области. От Петербурга до этого места порядка 600 километров, а от Вологды – где-то 130. А от Москвы? Глухомань страшная по меркам 16 века. Именно здесь, на собственных землях близ Кирилло-Белозёрского монастыря - всего 7 км - велела заложить женский монастырь Старицкая княгиня Ефросинья Андреевна. К тому времени в Горицах существовала деревянная Воскресенская оброчная церковь и Введенская ружная церковь. Княгиня Евфросиния заменила деревянную Воскресенскую церковь каменной, с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца в 1544 году, именно эту дату и принято считать годом основания монастыря.
Тогда же была построена новая тёплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.
Княгиня Старицкая всячески опекала обитель, как будто предвидела, что здесь будет доживать свой век. И правда в 1563 году, после доноса о заговоре с участием княгини Старицкой и её семьи, ей пришлось искать прибежище в монастыре, где она приняла постриг и стала игуменьей Евдокией. Стоит отметить, что деятельная натура княгини давала о себе знать. В монастыре она развернула бурную деятельность, превращая обитель в довольно прибыльное хозяйство. Сама игуменья умела искусно вышивать, что подтолкнуло развитие этого ремесла в монастырских стенах. Княгине лично царём было разрешено создать здесь златошвейную мастерскую по подобию своей домашней.
После княгини Старицкой в монахини постриглась и ее ближайшая родственница - вторая жена её сына Владимира Андреевича, что и предопределило роль монастыря, он впоследствии стал местом изгнания неугодных или провинившихся женщин знатных фамилий.
Необычный состав монастырских насельниц определил на несколько столетий и своеобразие устава. В отличие от Кириллова и Ферапонтова монастырей с их общежительными основами, в Горицах жили по обособленному уставу, когда каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство в соответствии с достатком. В XVIII веке знатных пострижениц стало меньше, отсутствие общего хозяйства привело к тому, что многие насельницы не имели средств к существованию, и к концу столетия монастырь пришел в крайнее запустение.
Так кто здесь проживал, кроме тётки царя Ивана Васильевича?
- её невестка Евдокия Александровна, супруга князя Владимира Андреевича Старицкого,
- под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княжна Палецкая, вдова родного брата царя Ивана Юрия Васильевича,
-с 1575 года под именем Дарьи здесь проживала Анна Колтовская, четвёртая жена царя Ивана.
-в 1591 году после убийства царевича Дмитрия Ивановича мать его, последняя жена царя Ивана Васильевича, Мария Нагая была сослана в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь под именем Марфы. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе.
-в монастырь была пострижена под именем Ольги в 1606 году, с лёгкой руки Лжедмитрия I, царевна Ксения Борисовна Годунова.
- в 1727 году сюда попала Варвара Арсеньева, приживалка в семье Меньшиковых, близкая подруга его дочери.
В 1739 году в монастырь была насильно привезена последняя молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков, это была Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II.
К XIX веку традиция отправлять княгинь и неугодных жён в монастырь по сути сошла на нет, однако наступило тревожное и кровавое XX столетие. Говорят, что именно в эту пору призраки замученных еще при царе Иване Васильевиче монахинь стали активно появляться в чертогах обители, чтобы сообщить о надвигающейся беде. Практически сразу после Октябрьской революции к настоятельнице явилась утопленная в Шексне княгиня Старицкая и предупредила, что отряд борьбы с религией уже близок. Насельницы попрятали всё ценное, а сами разбрелись по окрестным деревням в поисках убежища. В монастырских стенах осталось тогда лишь несколько послушниц, которые не захотели покидать обитель.
При советской власти в монастыре устроили сельскохозяйственную артель, а в 1930-х годах обитель окончательно закрыли, настоятельницу и нескольких монахинь, как это стало принято уже при новой власти, арестовали и впоследствии расстреляли. А престарелых насельниц, которых было человек 50, затопили вместе с баржей в Белом озере - история 400 летней давности повторилась.
В одном из храмов устроили сельский клуб, в другом – расположилась администрация совхоза. Всё как и везде в то время.
Начиная с 1990 года, в селе Горицы началось возрождение приходской жизни вокруг Введенского храма у стен монастыря. 6 октября 1999 года был открыт Воскресенский Горицкий женский монастырь. В 2000 году Введенская церковь была передана монастырю. В 2003 году главной монастырской церковью становится частично отреставрированный Покровский больничный храм. С 2016 года начинает действовать по праздникам обновленный Троицкий собор, в котором с 2018 года уже регулярно проводятся богослужения в летнее теплое время.
Посреди монастыря на крутом возвышении стоит величественный каменный холодный двухэтажный собор во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это самое старое строение на территории монастыря, заложенное в 1549 году. Он шестипридельный, среди которых - придел Димитрия Царевича. Сейчас этот храм закрыт.
Вблизи Воскресенского летнего собора, с восточной стороны, имеется второй величественный тёплый храм в честь святой Троицы. Храм этот каменный трёхпрестольный, устроен усердием и иждивением игумений Маврикии Ходневой и сестер обители в 1821 году, на месте погребения царских узниц, княгинь-инокинь Евдокии и Александры, где прежде была деревянная часовня. Именно здесь сейчас идут основные службы монастыря.
Церковь во имя Покрова Божией Матери каменная, тёплая, двухэтажная; она находится в ограде с восточной стороны монастыря, среди каменного корпуса. Построена и освящена в 1832 году иждивением княжны Хованской, в схиме Параскевы. С западной стороны храм выдаётся небольшим полукружием, с небольшим посредине куполом и главою с железным крестом.
Недалеко от монастыря, в поле, находится деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, над колодцем ключевой воды. Прежде монастырь имел большую нужду в ключевой воде, так как воду приходилось брать в реке Шексне и носить на себе в высокую гору. Начинали было копать колодцы во многих местах, но воды не находили. Одна благочестивая старица, проходя полем, случайно, отвалила один камень и из под него вода обильным потоком пошла по направлению к монастырю. Тогда же сделали водопроводные трубы, и с тех пор монастырь в изобилии пользуется этим неисчерпаемым источником, проведя воду по всем монастырским службам. Это случилось в день празднования иконы Тихвинской Божией Матери, а поэтому в этот день ежегодно бывает торжественное богослужение и крестный ход на источник, где служится водосвятный молебен.
Местные жители периодически видят на берегу реки неизвестную старушку в черном одеянии. Говорят, это княгиня Ефросинья приходит проведать свой монастырь, на долю которого выпало не мало бед и страданий.
И по сей день в Горицкий монастырь приезжают женщины, мечтающие узнать радость материнства, и княгиня Ефросинья помогает им, так как сама была неистовой матерью, для которой вся ее жизнь была в ее сыне.
Да и паломничество художников здесь также бесконечно...
Горицкий Воскресенский женский монастырь - удивительное место, сохранившее свою удивительную историю, во многих женских именах, известных на всю Россию, принимающий до 100 тысяч паломников каждый год... Тихо перезваниваются прохладными летними и осенними вечерами чуткие колокола на маленькой деревянной колоколенке. То ли зовут кого-то, то ли оплакивают, то ли предвещают своим тихим звоном возрождение женской обители.