Некоторые работники следуют только собственной выгоде, не учитывая интересы предприятий, на которых трудятся. Однако это не всегда плохо: бывают ситуации, в которых руководители могут использовать этот фактор в свою пользу.
Как это сделать – рассказываем во второй части интервью с экономистом Дмитрием Плетнёвым.
Учёные из ЧелГУ провели исследование по оценке влияния отчуждения и оппортунизма среди работников на работу компаний. В результате был сформирован ряд рекомендаций по изменению внутрифирменной институциональной среды для повышения эффективности сотрудников.
Корреспондент Полит74 пообщался с одним из авторов работы, кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономики отраслей и рынков ЧелГУ Дмитрием Плетнёвым и узнал, как данные факторы влияют на результаты работы компании и как работодатели могут минимизировать потери от них.
— Как оппортунизм сотрудников влияет на результаты его работы и деятельность компании?
— Было бы здорово получить однозначный и чёткий ответ. Например: чем выше степень оппортунизма у работников, тем хуже результаты деятельности компании. Но дело в том, что стремление получения выгоды именно для себя может выступать двигателем работы всей компании. Известные сегодня KPI или эффективные контракты ориентированы именно на то, чтобы сотрудник видел свою выгоду и приносил пользу компании.
Для топ-менеджмента уже давно разрабатываются контракты, которые увязываются с общими результатами работы компании. В некоторых ситуациях она показала свою эффективность, хотя для других компаний внедрение такого подхода оканчивалось крахом. Достаточно вспомнить историю американского энергетического гиганта «Enron», который как раз и пал жертвой стремления своего топ-менеджмента демонстрировать высокие результаты и скрывать от акционеров информацию об убытках. Для чего это делалось? Как раз для сохранения должности, получения бонусов. Когда же всё это вскрылось, то компания прекратила существование.
Оппортунизм, как его понимают экономисты, органически присущ человеку. Иногда он выступает в качестве движущей силы, но, если его ничем не сдерживать, то это может привести к краху компании. Поэтому главный вопрос именно в мерах сдерживания и ограничения.
Самые очевидные формы касаются различных контрольных механизмов. Они могут быть встроены в саму работу фирмы. Либо это система, которая действует какими-то отдельными мероприятиями и держит работников можно сказать в страхе того, что их оппортунистическое поведение будет замечено и пресечено.
Однако это не всегда работает. Есть другая сила, которая определяется природной склонностью человека к общности действия, соблюдения социальных норм. И, если компания уделяет должное внимание развитию своей корпоративной культуры, делает её тёплой, ориентированной на общий успех, атмосферу сотрудничества, то, в конечном счёте, в такого рода компании проявлять оппортунизм становится затруднительно, потому что это будет приводить к осуждению другими сотрудниками. И это горизонтальное регулирование оказывается эффективнее мер присуждения. Конечно, выстраивание такой системы сложнее. Это не так просто, как издать приказ, распоряжение, наградить или поощрить. Если вы работаете в долгую, если вы рассматриваете успех компании, как то, что должно сопутствовать ей долгие годы, то развитие института содействия в компании является лучшим выбором.
— А будет ли различие в эффекте в финансовой и производственной организациях?
— Да, есть различия в соотношении уровня оппортунизма и успешности компаний в разных сферах. В частности, в финансовой сфере, в банкинге, по результатам наших исследований, там, где институт оппортунизма развит, то такие компании показывали лучший финансовый результат. Наверное, это можно объяснить спецификой банковской деятельности и спецификой действий некоторых сотрудников банка, которые продают кредитные продукты и получают свои премии и бонусы, в связи с количеством проданных продуктов.
В первой части интервью Дмитрий Плетнёв назвал главные признаки сотрудника-оппортуниста. В третьей части речь пойдет о том, работники какого возраста больше склонны к оппортунизму. Читайте завтра на нашем канале!
Расскажите, сталкивались ли вы на работе с проявлением оппортунизма среди подчиненных или коллег? Мешал ли оппортунизм вашей работе?