Найти тему
Полит74

Экономист Плетнёв рассказал, как нейтрализовать сотрудника-оппортуниста

Некоторые работники следуют только собственной выгоде, не учитывая интересы предприятий, на которых трудятся. Однако это не всегда плохо: бывают ситуации, в которых руководители могут использовать этот фактор в свою пользу.

Как это сделать – рассказываем во второй части интервью с экономистом Дмитрием Плетнёвым.

Учёные из ЧелГУ провели исследование по оценке влияния отчуждения и оппортунизма среди работников на работу компаний. В результате был сформирован ряд рекомендаций по изменению внутрифирменной институциональной среды для повышения эффективности сотрудников.

Корреспондент Полит74 пообщался с одним из авторов работы, кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономики отраслей и рынков ЧелГУ Дмитрием Плетнёвым и узнал, как данные факторы влияют на результаты работы компании и как работодатели могут минимизировать потери от них.

— Как оппортунизм сотрудников влияет на результаты его работы и деятельность компании?

— Было бы здорово получить однозначный и чёткий ответ. Например: чем выше степень оппортунизма у работников, тем хуже результаты деятельности компании. Но дело в том, что стремление получения выгоды именно для себя может выступать двигателем работы всей компании. Известные сегодня KPI или эффективные контракты ориентированы именно на то, чтобы сотрудник видел свою выгоду и приносил пользу компании.

Для топ-менеджмента уже давно разрабатываются контракты, которые увязываются с общими результатами работы компании. В некоторых ситуациях она показала свою эффективность, хотя для других компаний внедрение такого подхода оканчивалось крахом. Достаточно вспомнить историю американского энергетического гиганта «Enron», который как раз и пал жертвой стремления своего топ-менеджмента демонстрировать высокие результаты и скрывать от акционеров информацию об убытках. Для чего это делалось? Как раз для сохранения должности, получения бонусов. Когда же всё это вскрылось, то компания прекратила существование.

Экономист Дмитрий Плетнев - один из авторов исследования на тему оппортунизма сотрудников.
Экономист Дмитрий Плетнев - один из авторов исследования на тему оппортунизма сотрудников.

Оппортунизм, как его понимают экономисты, органически присущ человеку. Иногда он выступает в качестве движущей силы, но, если его ничем не сдерживать, то это может привести к краху компании. Поэтому главный вопрос именно в мерах сдерживания и ограничения.

Самые очевидные формы касаются различных контрольных механизмов. Они могут быть встроены в саму работу фирмы. Либо это система, которая действует какими-то отдельными мероприятиями и держит работников можно сказать в страхе того, что их оппортунистическое поведение будет замечено и пресечено.

Однако это не всегда работает. Есть другая сила, которая определяется природной склонностью человека к общности действия, соблюдения социальных норм. И, если компания уделяет должное внимание развитию своей корпоративной культуры, делает её тёплой, ориентированной на общий успех, атмосферу сотрудничества, то, в конечном счёте, в такого рода компании проявлять оппортунизм становится затруднительно, потому что это будет приводить к осуждению другими сотрудниками. И это горизонтальное регулирование оказывается эффективнее мер присуждения. Конечно, выстраивание такой системы сложнее. Это не так просто, как издать приказ, распоряжение, наградить или поощрить. Если вы работаете в долгую, если вы рассматриваете успех компании, как то, что должно сопутствовать ей долгие годы, то развитие института содействия в компании является лучшим выбором.

— А будет ли различие в эффекте в финансовой и производственной организациях?

— Да, есть различия в соотношении уровня оппортунизма и успешности компаний в разных сферах. В частности, в финансовой сфере, в банкинге, по результатам наших исследований, там, где институт оппортунизма развит, то такие компании показывали лучший финансовый результат. Наверное, это можно объяснить спецификой банковской деятельности и спецификой действий некоторых сотрудников банка, которые продают кредитные продукты и получают свои премии и бонусы, в связи с количеством проданных продуктов.

В первой части интервью Дмитрий Плетнёв назвал главные признаки сотрудника-оппортуниста. В третьей части речь пойдет о том, работники какого возраста больше склонны к оппортунизму. Читайте завтра на нашем канале!

Расскажите, сталкивались ли вы на работе с проявлением оппортунизма среди подчиненных или коллег? Мешал ли оппортунизм вашей работе?