В кабине лифта орал не своим голосом маленький сын. 15-летняя дочь, которую мать видела сквозь приоткрытую дверь, лежала на полу.
- Олечка, – вырвался истошный крик, – что с тобой?!
Не могла понять, почему девочка, такая большая и почти взрослая, не шевелится, не отвечает, не стоит в лифте и не сидит или хотя бы полусидит, а именно лежит на полу...
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Июль был жаркий, и в их маленькой комнатке в общежитии нечем было дышать. Спасаясь от духоты, Марина с детьми то и дело ездила к бабушке в деревню.
В тот раз они заранее обговорили, что вернутся в город к началу фестиваля. Оля в свои неполные пятнадцать была уже полностью сформировавшейся девушкой, высокой, красивой, стройной, и мать прекрасно понимала, как ей хочется потанцевать на площади, повеселиться со сверстниками.
Вечером дочь стала просить:
- Мама, можно я приду домой попозже?
Марина знала, что она идет в город с подружкой и ее родителями, поэтому не особенно противилась, только предостерегла:
- Смотри аккуратно, там будут пьяные, ты уж с ними не огрызайся.
Оля вернулась под утро. Зашла в комнату тихонько, как мышка, и легла спать. А через несколько часов мать ее разбудила, чего никогда не смогла себе простить. Понимала, конечно, что дочь не отдохнула, но другого выхода не было – ждала большая стирка, а маленького сына, Вадимку, не с кем было оставить.
Оля безропотно повела его на улицу, и многие жильцы общежития видели ее сидящей на скамейке у входа. Малыш возился на ступеньках.
Марина постирала, развесила белье. Еще подумала, что надо бы сбросить дочери деньги на хлеб, но, выглянув вниз, ее не увидела и отвлеклась на домашние дела. На минутку заглянула к соседке, когда услышала голос мужа:
- Ты где? Дети в лифте застряли.
В ней ничего не дрогнуло, не было никакого плохого предчувствия. Неполадки с лифтом случались часто, поэтому коротко ответила:
- Застряли, так вытянут.
И даже не успела закончить фразу, как до боли сжалось сердце. Вещун! Марина бросилась вслед за мужем к лифту, которым в последнее время пользовались, – второй был на ремонте. У дверей толпились люди.
В кабине лифта орал не своим голосом Вадимка. Оля, ее видела сквозь приоткрытую дверь, лежала на полу.
- Олечка, – вырвался истошный крик, – что с тобой?!
Мать не могла понять, почему дочь не шевелится, не отвечает, не стоит в лифте и не сидит или хотя бы полусидит, а именно лежит на полу. Первой мыслью было, может, сомлела от жары, но она не такая уж слабенькая девочка и в обмороки никогда не падала. Тогда что произошло?!
СРОЧНЫЙ ВЫЗОВ
В аварийной службе лифтового хозяйства раздался тревожный звонок. Взволнованный мужской голос ничего внятно не мог объяснить, и трубку, похоже, выхватила женщина. Срываясь на крик, она сообщила, что в лифте общежития застряли дети.
Когда звонки стали повторяться через каждые две-три минуты, оператор диспетчерской поняла, что лифт не просто остановился, – там, в общежитии, что-то происходит. Дежурная машина, которая находилась в другом районе города, уже была направлена в центр, но чтобы добраться, требовалось время.
Спустя примерно час работник аварийной службы, который выехал по тревожному вызову, сообщил оператору, что не может освободить людей из кабины. Еще через несколько минут раздался его упавший голос:
- Все. Там была девочка. Она осталась в приямке...
ТАК ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ?
У каждой из сторон, которые рассказывали о трагедии, была своя правда. А очевидцев не было. Маленький Вадимка спустя год стал говорить лишь одно:
- Оля упала, тапки ба-бах...
Но Оля не просто упала. Когда малыша освободили из лифта, его сандалики, он сам и пол в кабине были забрызганы кровью сестры. Говорят, она ногой придерживала дверь при посадке, дожидаясь малыша. Может, лифт тронулся, а девочка не успела убрать ногу? Или наоборот, пыталась ею открыть дверь, когда лифт застрял между этажами? Тем более, что выбраться детям, как нередко бывает в подобных случаях, стали помогать жильцы общежития, монтировкой и брусом расширяя щель в двери.
Доподлинно известно только одно. Аварийная остановка произошла между первым и вторым этажами из-за того, что автоматически сработал выключатель, защищающий электродвигатель от перегрева. Вторая остановка была между третьим и четвертым этажами, хотя так и не удалось выяснить, как лифт был приведен в движение.
И, наконец, мальчика достали из кабины уже на пятом этаже, когда работник аварийной службы поднял лифт до посадочной площадки. Если судить по тому, что он видел в лифте только малыша, тело девочки уже было втянуто между кабиной и стенкой шахты (это могло произойти между первой и второй остановками). А когда лифт подняли выше, оно упало в приямок шахты.
Все это ужасно и кажется невероятным, потому что расстояние между кабиной и стенкой шахты совсем мизерное, примерно 15 см. Но дело в том, что в результате происшествия лифт был сорван с основных направляющих и буквально болтался в шахте. Причиной смерти Оли, как написано в заключении судмедэкспертизы, стала механическая асфиксия от сдавления грудной клетки тяжестью.
В ходе расследования трагического случая отмечалось, что стенка шахты была забрызгана кровью по ходу движения от первой остановки до второй (это около шести метров). Вот здесь и возник главный вопрос. Каким образом остановившийся лифт был приведен в движение?
Для этого нужно было проникнуть в машинное отделение, ключ от которого находился у лифтера, а тот, как рассказывал, лично передал его в руки работнику аварийной службы. Почему проникнуть? Потому, что, по словам работника аварийной службы, дверь в машинное отделение была кем-то открыта...
Дознание было в компетенции следствия, но не было сомнений, что тот, кто это мог сделать, наверняка руководствовался самыми лучшими побуждениями и искренне хотел освободить детей из плена. И вот здесь мы подходим к основному выводу, который необходимо сделать из трагедии, – если лифт застрял между этажами, НЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ни в коем случае не должны заниматься эвакуацией людей из него. Данный случай в очередной раз доказал, что благими намерениями дорога может быть вымощена в ад.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Гибель девочки стала одной из трагедий, которые в тот период, 21 год назад, нарастали в Беларуси как снежный ком. Этому было объяснение. Во-первых, лифтовой парк повсеместно старел и представлял реальную угрозу для пассажиров. В данном общежитии лифт давно выработал срок эксплуатации, часто бывал неисправен – порой жильцам приходилась ездить с открытой дверью. Вывод был сделан, и сейчас повсеместно лифты в жилых домах заменены на новые и современные.
Во-вторых, анализ проверок показал, что в тот период сильно снизилась и квалификация обслуживающего персонала и ответственных за безопасную эксплуатацию лифтов. А добавьте к этому человеческий фактор, когда лифтеры часто нарушали должностную инструкцию. И не всегда по своей вине, как в нашем случае.
По указанию заведующей общежитием лифтер на время обеда подменял вахтера. В тот роковой июльский день по обыкновению сидел на вахте, то есть оставил собственное рабочее место, не отключив лифт. Это грубейшее нарушение, поэтому после трагедии в общежитии на время обеда были введены технические перерывы, когда лифт стали отключать. Как чаще всего бывает, это было сделано только после того, как гром грянул...
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Следствие несколько раз приостанавливалось и возобновлялось, но в конце концов расставило точки над «i». Все причастные к трагическому происшествию были наказаны, в городе была создана комиссия по обеспечению гарантированной безопасности при эксплуатации лифтового хозяйства. Повсеместно проводились ликбезы для пассажиров, чтобы поездка была безопасной.
В этой связи напомню, что не надо паниковать, если лифт остановился между этажами, или звать на помощь соседей и знакомых. Нажмите кнопку вызова и ждите приезда аварийной службы.
Знайте сами и расскажите детям о том, что все беды в лифтах происходят как раз тогда, когда люди пытаются самостоятельно выбраться из застрявшей кабины или на входе-выходе из нее. Вот почему не пользуйтесь лифтом, если двери хаотично открываются и закрываются или вообще открыты, если в кабине не горит свет.
И еще одно. Память у людей, увы, короткая. Когда после гибели девочки в общежитии стали останавливать лифт на технический перерыв, недовольных было очень много. Длиннее память оказалась только у маленького Вадимки. Все время, пока не сменили место жительства, он ни разу не поехал на лифте – еще на подходе к нему начинал кричать и плакать...
***
К этому давнему трагическому случаю в одном из областных центров Беларуси можно было не возвращаться, если бы он остался исключением. Но, к сожалению, трагедии в лифте по-прежнему случаются и в нашей республике, и в России. А это значит, надо помнить и быть настороже.
Спасибо за то, что прочитали.