В 1998 году в прокат вышел фильм Никиты Сергеевича Михалкова "Сибирский цирюльник". Картина получилась, действительно, впечатляющая - интересный сюжет, масштабные декорации, талантливые актёры. А ещё именно ради достоверности съёмок на целых 10 часов по указу главы государства погасли рубиновые звёзды на кремлёвских башнях.
Это был второй случай, когда отключили подсветку главных символов Кремля. Первый раз они погасли в период Битвы за Москву - огромные звёзды служили прекрасным ориентиром для вражеских бомбардировок, поэтому их отключили и укрыли огромными чехлами из мешковины. Правда уберечь звёзды полностью не удалось, потому что во время работы наших артиллерийских установок было повреждено рубиновое стекло. Но учитывая, какую цену заплатил наш народ за Победу, разбитое стекло - сущая мелочь.
Вплоть до 24 октября 1935 года на кремлёвских башнях портили вид красовались двуглавые орлы - один из государственных символов Российской Империи. Разумеется, вопрос о замене орлов неоднократно поднимался, однако разработка, изготовление и установка новых символов требовала весьма серьёзных как финансовых, так и человеческих ресурсов, которые до того момента выделить не представлялось возможным.
Интересный факт: орлы на кремлёвских башнях устанавливались, начиная с 17 века. К моменту окончательного демонтажа в 1935 году, имперских символов на территории Кремля оставалось всего четыре, причём все они были разного периода создания - самый старый, изготовленный в 1870 году, находился на вершине Троицкой башни, а самый "свежий", 1912 года, гордо озирал столицу со Спасской башни. Ещё два орла восседали на башнях Исторического музея.
В августе 1935 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) постановили: орлов с кремлёвских башен убрать, звёздами с изображением серпа и молота - заменить.
Работу над эскизами главных символов Кремля доверили выдающемуся живописцу и главному художнику Большого театра Фёдору Фёдоровичу Федоровскому. Сроки для изготовления макетов были предельно сжатыми. По воспоминаниям самого Фёдора Фёдоровича, 5 моделей звёзд были изготовлены небольшой группой художников всего за 6 дней.
Те звёзды, которые мы сегодня имеем удовольствие наблюдать на кремлёвских башнях - вовсе не те, что были изготовлены в 1935 году. Первоначальные звёзды прослужили чуть более года, но из-за множества просчётов, в том числе связанных с погодными условиями, было принято решение разработать новые, уже с учётом всех предыдущих ошибок.
Каркас звёзд был выполнен из нержавеющей стали, обшитой сверху листами позолоченной меди, толщиной 2 миллиметра. "Размах крыльев" каждой звезды составлял порядка 5 метров. А главным действующим лицом этой внушительной, да ещё и крутящейся, композиции выступал бронзовый серп и молот, покрытый оксидированным серебром и усыпанный тысячами сверкающих уральских самоцветов.
И вот здесь для нас с Вами, мои дорогие читатели, начинается самое интересное, ибо процесс подбора и обработки камней для главных символов Кремля заслуживает отдельного внимания.
По замыслу художников, крупные огранённые самоцветы должны были эффектно сиять на солнце и при искусственном освещении в вечернее время. Столь важную для страны работу можно было доверить только самым опытным огранщикам, а потому Ленинградскому заводу №2 треста "Русские самоцветы", где ещё до революции трудились одни из лучших специалистов ювелирно-камнерезного промысла, была поручена огранка самоцветов для кремлевских звёзд.
Но сначала эти самоцветы нужно было тщательно отобрать. И это ответственное задание доверили легендарному горщику и минералогу Даниле Кондратьевичу Звереву, который отправился на Урал - самоцветную житницу страны.
Наверняка многие из Вас читали сборник сказов Павла Петровича Бажова "Малахитовая шкатулка". В нескольких сказах присутствует персонаж Данилы-мастера и именно Данила Кондратьевич был прототипом Недокормыша (так звали Данилу-мастера из-за слабого здоровья и худобы).
Сроки для огранки самоцветов были крайне сжатыми - огранщикам предстояло чуть более, чем за месяц, огранить 7000 самоцветов, среди которых были топазы, горный хрусталь, аквамарин, аметист и александриты. Среди огранщиков, кстати, был один из сыновей Данилы Зверева Григорий.
Топазам, которые также имеют неофициальное название "сибирские алмазы", необходимо было придать медовый оттенок, и для этого была использована очень любопытная методика.
Потомственный камнерез Евгений Иванович Артемьев использовал метод своего деда для облагораживания самоцветов - нагревал топазы в ржаном хлебе. Благодаря этому камни не только приобретали жёлто-оранжевый оттенок, но и становились более блестящими.
Каждый камень имел 71 грань и был закреплён серебряным кастом с винтом и гайкой. Такая система позволяла наиболее крепко зафиксировать самоцветы на звезде.
После завершения огранки камни направили в Москву, где уже готовыми самоцветами украсили серпы и молоты для кремлёвских звёзд. Вес камней варьировался от 20 до 200 карат. А в общей сложности над огранкой и установкой самоцветов трудилось 250 человек.
18 октября 1935 года двуглавые орлы кремлёвских башен навсегда покинули свой пост. После этого, имперские символы вместе со свежеизготовленными звёздами 23 октября были выставлены на всеобщее обозрение в ЦПКиО имени Горького. После орлом переплавили, так как было установлено, что они не являются памятниками старины и не представляют культурной ценности.
С 24 по 27 октября 1935 года прошло успешное водружение звёзд на кремлёвские башни. Но, к сожалению, долго оставаться на этом почётном месте им не довелось.
Столь грандиозный проект и масштабная подготовка оказались бессильны перед атмосферными осадками, влажностью, перепадами температур и копотью от заводов. Каркас звёзд начал темнеть, а самоцветы больше не сияли в лучах солнца и прожекторов.
К тому же, стало понятно, что звёзды получились слишком громоздкими и не особенно органично вписывались в архитектурный ансамбль Кремля.
А потому в мае 1937 года началась работа над проектом новых звёзд. На этот раз сама конструкция визуально должна была выглядеть проще, без серпа с молотом и драгоценных камней. Это было необходимо, в том числе, и для того, чтобы звёзды нуждались в как можно более редком обслуживании.
На этот раз каркас звёзд из нержавеющей стали решили обшивать не металлическими пластинами, а рубиновым стеклом. Необходимо было сварить столько массы, чтобы хватило на покрытие 500 кв.м. Чтобы добиться максимально глубокого оттенка, вместо золота в варочную массу добавляли селен - это было намного дешевле, а цвет получался красивее.
Чтобы звёзды в равной степени хорошо было видно в любое время суток, внутри каждой из них предусмотрели систему освещения - лампа накаливания, с двух сторон от которой установлены металлические зеркала параболоидной формы, благодаря чему световой поток рассеивается равномерно.
Чтобы избежать перегрева лампы и остекления, внутри каждой звезды установлена непрерывно функционирующая вентиляционная система, которая, к тому же, очищает воздух от влаги и механических примесей.
Освещение функционирует внутри звёзд круглосуточно. Чтобы днём стекло не выглядело слишком тёмным, а ночью звёзды стелились достаточно ярко, конструкторы предусмотрели двойное остекление. Под слоем рубинового стекла разместили слой молочно-белого, благодаря чему и цвет был ярче, и освещение внутри звезды становилось более равномерным.
И вот, ночью 7 ноября 1937 года на вахту встали новые символы Кремля. Эти уникальные звёзды навсегда войдут в историю, как выдающееся достижение инженерной мысли своего времени.
Вот такая история. Если есть желание высказаться - не стесняйтесь писать комментарии )))
Спасибо за Ваше внимание, дорогие читатели! Надеюсь, статья была для Вас интересна и познавательна ) Чтобы не пропускать новые публикации, обязательно подписывайтесь на канал ) Всем мира, добра и тепла !
С уважением, Каменная сказка.