Все больше настороженности и беспокойства вызывает та ситуация, которая уже давно сложилась в нашей культуре и только продолжает усугубляться. Отсутствие ярких талантов, настоящего глубокого искусства, тщательной, кропотливой, долгой работы просто сквозит из большинства современных произведений.
Об этом недавно в очередной раз высказался руководитель Малого театра известный актер Юрий Соломин.
Он бьет тревогу, призывает общественность обратить внимание на эту проблему и как можно скорее взяться за ее решение, пока ситуация не стала совсем запущенной.
О современных постановках
Соломин с горечью констатирует, что сейчас изменилось отношение режиссеров и актеров к своей работе, к тем классическим произведениям, за поставку или экранизацию которых они берутся. Что же происходит? Каждый позволяет себе по-своему, совершенно вольно интерпретировать классику. Но на каком основании?
Доказали ли современные новые режиссеры, что они имеют высокий профессиональный уровень? Нисколько. Но это не мешает им настолько коверкать классические произведения, что от них, можно сказать, ничего не остается.
При этом в качестве объяснения такого вольного обращения с источником звучит уже избитая фраза о «новом творческом особенном видении». А если кому-то не нравится, то объявляется, что зритель просто не понимает.
А между тем не нравится именно пошлость, бескультурье, безвкусица, которые вносят в новые поставки современные их авторы.
Соломин твердо убежден, что классику вообще нельзя менять, даже если изменения оказались бы продуманными, глубокими. Но ведь они сейчас только опошляют и коверкают.
«Вы только посмотрите, что стало с нашим театральным искусством. Каждый постановщик позволяет себе исковеркать классические произведения как ему хочется. И что получается?
Известные герои становятся наркоманами, бабниками. Я категорически протестую против такого подхода. Вы сначала докажите свой уровень, поймите классиков. Это крайне сложная задача. Только потом можно позволить себе ставить эти произведения.
Я считаю, что надо вообще ввести законодательную ответственность за коверкание классики. Прошу общественность откликнуться на мой призыв, поддержать мое мнение, чтобы остановить это бескультурье и пошлость. Нельзя изменять нашу классику. Даже сами названия».
О причинах сложившейся ситуации
Но почему же так произошло? Ведь не так еще давно в советское время наш театр и кинематограф были на высоком уровне, там работали известные режиссеры и артисты высокого профессионального уровня. Все дело в изменившемся подходе и отношении как со стороны общества, так и государства.
Сейчас основной критерий успешности спектакля или фильма это не глубина заложенных идей, не проработка персонажей, не уровень актерского исполнения роли и режиссуры, не художественная ценность, а прибыль, которую они приносят.
Современное искусство коммерциализируется все больше, а там, где критерий успешности деньги, само искусство исчезает. Это известная закономерность.
Вот и получается, что в погоне за деньгами и рейтингами авторы постановок стремятся не к подлинному искусству, а к заманиванию зрителя очень чем-то примитивным и часто пошлым, лишь бы развлекательным, без глубины.
Причина всей этой ситуации
Ведь зрители, общество не бойкотируют эти новые постановки и фильмы, но идут на них, платят за это деньги. То есть дело и в культурных запросах самого общества. А они откуда формируются?
Под сильным влиянием западных фильмов и постановок, которым не противостоит четкая последовательная система воспитания и идеологии со стороны государства. Об этом и говорит Соломин.
«Сейчас главное это рейтинги. Поэтому, например, эпизоды сериалов просто штампуют, снимают за один или два дня. А раньше одну серию снимали целый месяц».
Согласны ли вы с этим мнением о ситуации в современной российской культуре? Можно ли ее изменить или она так и будет развиваться в этом направлении?