Возможно, для вас, так же как и для меня, это будет открытием. Я почему-то думала, что армяне – православные, как и грузины, и с удивлением узнала, что это не так.
Кстати, именно Армения - первое государство, которое официально приняло христианство в качестве государственной религии. Произошло это еще в 301 г н.э. По другим версиям – в 314 г., но согласитесь, что на фоне многих веков эта разница совсем незначительна)
В Армении своя Армянская апостольская Церковь (ААЦ).
Почему она называется Апостольской? Согласно церковному преданию, христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей в 1 веке н.э.
Главой церкви является Католикос всех армян. Сейчас это Гарегин II. Он избирается в Эчмиадзине Национально-церковным собранием пожизненно. Про Эчмиадзин – резиденцию Католикоса – расскажу потом отдельно.
Дальше иерархия, как в РПЦ: епископы – священники – дьяконы (саркаваги). А вот в службах и в ритуалах есть отличия.
Не буду вдаваться в богословские сложности и писать о том, в чем не особенно разбираюсь. Вкратце: Армяне сейчас следуют учению миафизитства (от греческого «миа» – один, единый). По их мнению, Христос весьма гармонично сочетает в себе божественную и человеческую природу. Но обе природы в Иисусе так смешались до степени единства, что разделить их просто невозможно. То есть это не совсем монофизитство, как иногда пишут об Армянской церкви.
Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую - и не признает миафизитство. Поэтому нельзя проводить совместные литургии. Но чтобы перейти в православие нового крещения не нужно. Кстати, неожиданно для себя узнала, что Владимир Высоцкий был крещен в Армянской Апостольской церкви.
На этом теорию заканчиваю и перехожу к практике)
А практика - это ритуалы и обычаи.
Служат в армянских храмах на грабаре - древнем армянском языке. При причащении используют цельное вино, не разбавленное водой. Богослужение может сопровождаться звучанием органа. Крестятся армяне троеперстием, но слева направо.
Армянский христианский крест вытянутой формы, с особыми концами (ласточкины хвосты), часто без изображения распятия.
Армянская церковь живёт по Григорианскому календарю, но некоторые общины могут жить и по Юлианскому, этому не придается слишком большего значения. Рождество Христово отмечается одновременно с Крещением 6 января под общим названием Богоявления. За 3 недели до Великого поста есть особый пятидневный Передовой пост, установленный Григорием Просветителем – крестителем и первым Католикосом всех армян.
А еще в Армянской церкви есть то, чего нет в остальных христианских церквях – жертвоприношение. Матах (что в переводе означает «поднести соль»), по сути - это благотворительная трапеза. Как пишут: смысл матаха заключается в принесении дара Богу в виде оказания милости бедным, а не в жертвоприношении, подобном ветхозаветному или языческому. В храме освящается соль, с которой приготовляется мясо животного: быка, барана или домашнюю птицу. Его раздают бедным или устраивают трапезу у себя, причём мясо не должно оставаться на следующий день. Так мясо бычка раздают в 40 домов, барана — в 7 домов, петуха — в 3 дома.
Немножко про армянские храмы.
В них, как и в католических, стоят скамейки. А самое первое, на что обращаешь внимание – все очень просто и строго.
На стенах очень мало икон, а купола - без всякой позолоты.
Было так не с самого основания церкви, а с 4 века. Правителем страны в это время был молодой царь Пап. Время было очень сложное: мало того, что начинался общий упадок экономики во всем мире, но Армения кроме того вела тяжелую войну с Персией. В общем, Пап искал пути поднять экономику и решил экономить. Очень сильно уменьшили вложения в церковь. Итогом и стало очень аскетичное убранство храмов. А еще - что довольно неожиданно - он практически запретил женское монашество, велев армянкам рожать детей. И все это так быстро и хорошо подействовало и на экономику, и на повышение рождаемости, и на рост авторитета Папа, что Рим признал его большой проблемой. Его пытались пленить и убить, что, в конце концов, увы, удалось.
А женское монашество так и не привилось в Армении. До 2000 года в ААЦ действовал запрет на женское монашество, а когда разрешили, то в монахини идут очень немногие. Но про одну монахиню я вам все-таки попозже расскажу)
Всем прочитавшим большое спасибо, и сразу хочу уточнить, что писалось это все по источникам в интернете, в основном, по российским. Сама ничего не придумывала) Кто с чем-то не согласен или знает больше, приводите источники, будет интересно почитать.
UPD. в комментариях мне много писали о том, что полное название Армянской Апостольской Церкви - Армянская Святая Апостольская Православная Церковь. Каюсь, не проверила этого на официальных сайтах. Действительно, так ее называют и на сайте Московской Патриархии, и на официальном сайте ААЦ. Но богословских различий это не отменяет. Нашла слова патриарха Алексия Второго: "между нашими Церквами существуют богословские различия, но тем не менее мы являемся братьями". В богословии я абсолютно не специалист, поэтому ничего сказать по этому поводу больше не могу. В статье написала прежде всего то, что ИМХО интересно обычному небогослову)