704 подписчика

Государственная регистрация предпринимательской деятельности

После того, как налажено стабильное производство и сбыт, актуальным вопросом становится государственная регистрация предпринимательской деятельности и постановка на налоговый учет.

После того, как налажено стабильное производство и сбыт, актуальным вопросом становится государственная регистрация предпринимательской деятельности и постановка на налоговый учет. Налоги - необходимая составляющая любой предпринимательской деятельности. Их платить не хочется, но законно работать без них нельзя по закону. Для малого бизнеса налоги у нас в России не обременительны и отчетность также сейчас вполне по силам любому грамотному человеку даже без привлечения бухгалтера.

В зависимости от вида деятельности, оборотов, наличия или отсутствия наемных работников, существуют разные формы организации деятельности и разные формы налогообложения. По формам организации малого бизнеса в селе подходят 3 организационно-правовых формы: самозанятые, индивидуальные предприниматели, без образования юридического лица или общество с ограниченной ответственностью (ООО).

После того, как налажено стабильное производство и сбыт, актуальным вопросом становится государственная регистрация предпринимательской деятельности и постановка на налоговый учет.-2

Самозанятые

С недавних пор появилась новая форма организации деятельности - самозанятые граждане. Но с юридической точки зрения, их статус туманный и неопределенный так же,как и крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ). В Налоговом кодексе они прописаны, а в Гражданском - нет. Самозанятые регистрируются в очень упрощенной форме даже без посещения ФНС. Подробней об этой форме хозяйственной деятельности можно ознакомиться на сайте налоговой службы. Эта форма частично подходит для производителей, несмотря на то, что она изначально создавалась, чтобы вывести из тени людей,оказывающих услуги: бытовые, сантехников, парикмахеров и т.д. Сейчас он расширен и на производство, хотя и здесь возникают определенные правовые коллизии. В частности, разрешено производить и продавать продукцию собственного производства. Но, сейчас одежда и обувь подлежит обязательной маркировке, что исключает ее продажу самозанятыми. Самое печальное, что с каждым годом список товаров, подлежащий обязательной маркировке увеличивается. К примеру, в этом 2023 году ввели обязательную маркировку для безалкогольных напитков, воды и соков. Так что, к сожалению, потребитель теперь не увидит домашних натуральных соков и кваса. По одежде и обуви есть исключения из правил обязательной маркировке - это пошив одежды и обуви по индивидуальному заказу. Это является не производство товара, а оказание услуг и соответственно, самозанятый имеет право заниматься этой деятельностью. Но тут несть нюансы. Касаются они производства продуктов питания. Самозанятому их можно производить и продавать только лично. Вы не сможете продать, к примеру, кило сыра через магазин,поскольку там нужны будут разрешительные документы: сертификаты, декларации, обязательная маркировка, Честный знак, Меркурий и т.д. Самозанятый их при всем желании и финансовых возможностях не сможет оформить в силу своего непонятного статуса. Также,самозанятый не сможет, к примеру, зарегистрироваться в Валберриз, поскольку у него нет возможности открыть в банке расчетный счет и оплатить гарантийный взнос.

Положительными моментами самозанятости можно считать низкие налоговые ставки (4% при договорах с физ. лицами, 6% с ИП и юр.лицами), возможность работать без кассового аппарата, отсутствие ведения учета, отсутствие фиксированных платежей в ПФР и ФОМС.

Резюмируем, кому подойдет самозанятость:

1. Белый оборот в год не превышает 2,4 млн. руб.

2. Нет и не планируется привлекать наемных работников.

3. Оказание услуг лично,без привлечения штатных работников.

4. Производится и продается продукция собственного производства. В основном, продукция непродовольственной группы товаров.

После того, как налажено стабильное производство и сбыт, актуальным вопросом становится государственная регистрация предпринимательской деятельности и постановка на налоговый учет.-3

Индивидуальный предприниматель

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица на сегодняшний день имеет все те же права, что и юридическое лицо: формы налогообложения, открывать расчетные счета в банке, нанимать работников, судиться в арбитражных судах и т.д. Но при этом имеет некоторые послабления в требованиях относительно юридических лиц. Например, ИП имеет право подписывать документы без печати, не открывать расчетный счет, работая через лицевой счет физ. лица, использовать денежные средства с расчетного счета в личных целях, не вести бухгалтерский учет. Данная форма организации достаточно удобна и уже привычна для малого и среднего бизнеса. Девять лет назад, когда очередной реформой законодатели ужесточили контроль над юридическими лицами (ввели обязательный бухгалтерский учет на УСН), многие предприниматели закрыли ООО и перешли на деятельность через ИП. Но и здесь не все просто. У бюрократов в высших эшелонах власти присутствует постоянная имитация бурной деятельности. И тут у них возник план очередной реформы: совсем мелких предпринимателей сделать самозанятыми а остальных ликвидировать, загнав всех под вывески ООО (ну или может еще что придумают). Первую часть своего плана они успели осуществить, а вот по второй пока возникла заминка. Последние всем известные события этих креативных реформаторов заставили в страхе разбежаться по своим вторым и третьим родинам. Но как только все закончится, они опять займут свои теплые кабинеты и продолжат подрывную деятельность. Бизнесу нужна стабильность и чем чаще проводятся реформы, тем больше неопределенности и рисков для предпринимателя. Из-за невозможности планировать деятельность в перспективе более года, у нас и не развивается должным образом малое предпринимательство.

Фактически, ИП сейчас имеет самое выгодное положение среди других форм организации предпринимательской деятельности. По сравнению с самозанятыми ИП имеют все права юридического лица, но имеют меньше обязанностей по сравнению с ООО. Если детально рассмотреть преимущества, то получаем:

1. Есть право открыть расчетный счет в банке, но нет обязанности этого делать, как у ООО.

2. Имеет право нанимать работников по трудовому договору.

3. Может не вести бухгалтерского учета, только налоговый учет.

4. Может вести внешнеэкономическую деятельность, получать декларации соответствия и сертификаты на продукцию, участвовать в госзакупках и др. деятельности.

5. В отличии о юридического лица, у ИП невозможно "отжать" бизнес путем рейдерского захвата.

6. Может без контроля налоговых органов тратить всю прибыль по собственному усмотрению.

7. Штрафные санкции для индивидуальных предпринимателей на порядок меньше, чем на ООО. Так же их меньше по количеству.

Неприятными недостатками статуса ИП являются:

1. Риск потерять все свое имущество при банкротстве.

2. На ИП есть фиксированные обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). И для сельского предпринимателя эти суммы очень немалые. За 2023 год она составляет 45 842 руб. совокупно.

3. При выходе ИП на пенсию, ему начисляется не трудовая, а социальная пенсия. Самый неприятный сюрприз ожидает людей, всю жизнь проработавших на государство или на предприятии а за какое то время перед пенсией, решивших уволиться и уйти в предприниматели. При наступлении пенсионного возраста все их предыдущие заслуги обнуляются и пенсию начислят самую минимальную Т.е. точно такую же, как и получившему российское гражданство иностранцу ни копейки не платившему взносов в российский бюджет.

Так что, людям особенно в предпенсионном возрасте я бы не советовал хорошо взвесить все преимущества и риски регистрации ИП.

После того, как налажено стабильное производство и сбыт, актуальным вопросом становится государственная регистрация предпринимательской деятельности и постановка на налоговый учет.-4

Общество с ограниченной ответственностью

ООО является основной формой юридического лица, также подходящего для малого бизнеса. Учредителем может быть от одного до 50 физических или других юридических лиц. В ООО нужно будет написать Устав организации и вносить уставный капитал. По нынешним временам он небольшой, минимально установленный законом - 10000 руб. Раньше его можно было внести имуществом, например: офисный стул, принтер, компьютер или другое имущество просто составив соответствующий акт. Можно и сейчас, но только если капитал превышает минимальный размер, установленный законом об ООО. И обязательно приглашать независимого оценщика имущества, что обойдется недешево, от 4000 руб. Минимальную же сумму (10000 руб.) в соответствие с п.2. ст. 66.2 Гражданского кодекса РФ необходимо внести непосредственно деньгами. Если кого то интересует более подробная информация как зарегистрировать или ликвидировать ООО со всеми этапами, формами и перечнем документов, пишите в комментариях. Будет интерес - сделаю отдельную статью по этой теме. Также, бесплатную помощь в регистрации ИП или ООО оказывают банки, например Тинькофф.

У ООО по сравнению с ИП есть несколько преимуществ:

1. Нет обязательного взноса ПФР и ФОМС. Несмотря на то, что есть обязательство иметь в штате хотя бы одного работника - генерального директора, при отсутствии экономической деятельности ему можно не назначать зарплату, при условии, что он является учредителем. А соответственно, можно не платить и взносы. У ИП взносы "за себя" обязательны, даже если не ведешь временно предпринимательскую деятельность.

2. Некоторые виды деятельности требуют обязательного наличия ООО или лицензирования, недоступного ИП по закону.

3. Учредитель меньше рискует потерять все имущество. Ранее он вообще рисковал только взносом в уставный капитал, но после внесения изменений в закон "О банкротстве" и принятии ст. 53.1 ГК РФ, учредитель и генеральный директор также несут ответственность всем своим имуществом, если судом будет установлено, что ущерб ООО был нанесен их преднамеренными действиями.

4. Проще продать бизнес, чем ИП. В этом есть как преимущество, так и недостаток. В ООО бизнес отчуждается составлением протокола собрания с подписью учредителя. Этим пользуются мошенники и рейдеры, оказывая физическое или моральное давление на учредителей либо получая их подписи обманным путем.

К недостаткам можно отнести:

1. Дорогое и хлопотное оформление и еще более проблематичная и долгая ликвидация юридического лица.

2. Обязательное ведение бухгалтерского учета, что сильно увеличивает количество бесполезной бумажной работы. Далеко не каждый учредитель-директор сможет вести бухучет самостоятельно и ему придется нанимать бухгалтера в штат или на аутсорсинг, или платить постоянные штрафы.

3. Неразумно большие для малого бизнеса штрафы за любое действие или бездействие. Штрафы начинаются от 5 тыс. руб. и до бесконечности. Мало того, если штраф не уплачен в течение 2 мес. он удваивается. Так, просто не сдав вовремя декларацию можно через пол года лишиться бизнеса причем с большими долгами.

4. Запрет организации держать денежные средства в своей кассе. Организация обязана открывать расчетный счет в банке, держать все деньги там и даже денежные средства на зарплату работникам обязано сначала переводить на расчетный счет в банке и только потом с него оплачивать работникам, заплатив банку комиссию. Личный опыт показал, что эта обязанность приводит к очень печальным последствиям. Периодически у ЦБ РФ возникает желание "подстричь" бизнес и они начинают массово отбирать лицензии у банков. Ни банк, ни его клиентов - юридических лиц ЦБ не предупреждает. И как итог, при лишении лицензии банка, все денежные средства юр. лиц на расчетных счетах мгновенно блокируются и в последствии обнуляются.

5. В большинстве сел нет офисов банков, а где они есть, то в кассах не принимают наличные денежные средства от юридических лиц. И это очень большая проблема. Организация обязана вносить денежные средства на расчетный счет организации и за нарушение кассовой дисциплины устанавливается штраф от 40 до 50 тыс. (п.1 ст. 15.1 КоАП РФ). Поэтому придется регулярно ездить в ближайший город, чтобы сдать наличные деньги в банк, а это время и дополнительные расходы на логистику.

Для села ещё подходит такая форма организации деятельности как крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ). Но, юридически это не форма организации, а система налогообложения. Глава КФХ обязан регистрироваться как ИП и соответственно все права и обязанности у него проистекают из статуса ИП, кроме возможности уплаты единого налога для сельхозпроизводителей (ЕСХН) по пониженным ставкам. Пр этом, КФХ обязано 70% своей деятельности осуществлять как сельхозпроизводитель (п.п.1 п. 2. ст. 346.2 НК РФ). Соответственно, если Вы, к примеру, захотите заняться заготовкой и переработкой трав и иван-чая, то не сможете стать на учет как КФХ. Иван-чай и травы не внесены в перечень сельхоз культур.А про изготовление беспилотников в мастерской или печати на 3D принтере изделий не может быть и речи: тут только ИП или самозанятый подойдет.

В любом случае, при выборе организационно-правовой формы предпринимательской деятельности необходимо ориентироваться на виды деятельности, масштабность бизнеса и оценки правовых рисков.

После того, как налажено стабильное производство и сбыт, актуальным вопросом становится государственная регистрация предпринимательской деятельности и постановка на налоговый учет.-5

Полную версию пособия по торговле на Валдберриз можно приобрести на ЛитРес.