Идеальное государство Платона — это государство, в котором царит справедливость, а каждый человек занимает свое место в соответствии со своими способностями и склонностями. Платон считал, что государство — это отражение души человека, и поэтому оно должно быть разделено на три класса: философы-правители, хранители-воины и производители-ремесленники. Каждый класс имеет свою доминирующую черту души: мудрость, мужество и умеренность. Справедливость состоит в том, что каждый класс выполняет свою функцию и не вмешивается в дела других классов. Философы-правители — это самые разумные и добродетельные люди, которые способны постичь идеи, или вечные и неизменные сущности. Они обладают знанием о благе, которое является высшей целью жизни. Они правят государством не ради личной выгоды, а ради общего блага. Хранители-воины — это сильные и храбрые люди, которые защищают государство от внешних и внутренних врагов. Они обладают верой в идеи и следуют законам, установленным философами-правителями. Они живут в общине, не имеют частной собственности и семьи, а все дети рождаются от общих родителей. Производители-ремесленники — это большинство населения, которые занимаются материальным производством и обеспечивают государство всем необходимым. Они обладают мнением о вещах и следуют своим желаниям и потребностям. Они имеют право на частную собственность и семью, но подчиняются правилам, установленным высшими классами.
Платон видел свое идеальное государство как аристократическое или монархическое, то есть основанное на власти самых лучших по своим качествам людей. Он отвергал другие формы государства, такие как тимократия (власть уважаемых), олигархия (власть богатых), демократия (власть большинства) и тирания (власть одного человека), как извращенные и несправедливые. Он считал, что эти формы государства возникают из-за порочности людей, которые ставят свой интерес выше общего блага.
Однако оно также вызывало много критики от разных мыслителей, которые находили в нем много недостатков и противоречий.
- Аристотель, ученик Платона, отвергал его идею форм или идей, как абстрактных и несуществующих сущностей, которые определяют реальность. Он также считал, что Платон не учитывает разнообразие человеческой природы и потребностей, и предлагает слишком жесткую и утопическую модель государства, основанную на рабовладении, коммунизме и цензуре.
- Карл Поппер, современный философ, обвинял Платона в том, что он был противником демократии и сторонником тоталитаризма. По мнению Поппера, Платон игнорировал интересы индивидуума, подчинял их интересам коллектива, придавал особое значение основному принципу государства — справедливости. Поппер считал, что Платон противопоставлял общество личности, а коллектив индивидууму.
- Бертран Рассел, еще один современный философ, критиковал Платона за его отрицание поэзии и искусства в идеальном государстве. Рассел считал, что Платон был врагом свободы мысли и выражения, и что он пытался подавить человеческую творческость и эмоции. Рассел также указывал на то, что платоновское государство было бы нестабильным и неспособным к прогрессу.