Сегодня хочу написать об очень сложном моменте в терапии и в жизни, когда человек говорит о том, что с ним как-то не так обходятся близкие, он это понимает, противостоит этому, даже разрывает отношения в некоторых случаях, но….
Вот об этом «но».
«Но, это же мама», «но, это же мой отец», «но это же моя жена(муж), «но, он(она) мне же друг», «но, это же моя бабушка»…
Как психологи, мы можем на своем языке назвать это незавершенной сепарацией, зависимостью, идентификацией с объектом и т.д. Но я сегодня о человеке. О том, что с ним происходит. Опять же, попрошу «настроится» на это, еле уловимое чувство. Это относится к ощущению «Я есть». Так просто, и так сложно. Когда мне не нравится, как со мной обращаются, я, вроде, «есть». Требую, или хочу другого взаимодействия. Но, при мысли жизни без этого человека, мгновенно что-то меняется, невыносимо кардинально. Словно, что-то немое взрывается внутри, которое невозможно назвать, а соответственно, и понять. Самое банальное слово – это «одиночество». Но оно и на двадцать процентов не отражает тех страхов, которые испытывают многие люди. Вот «страшное одиночество», это про это, но есть одиночество, как факт существования, и оно не пугающее, а скорее жизнеутверждающих оттенков. Поэтому в первом случае, это просто неверно подобранное слово. Так как не было у человека такого, какое бы отразило то, что он чувствует.
Скорее, он говорит о том, что это моя мама, папа, муж, и т.д. Словно, он говорит о себе. Это Я. Ведь, другого папы или мамы не будет. В случае с мужем, женой – чувствуется тоже именно так. Даже, если головой понятно что-то иное. Я есть, когда они есть. Пусть даже плохие, несправедливые, ненавидимые, и т.д. И подвох здесь в том, что противопоставления «Я есть» нет. Невозможно почувствовать «Меня нет». Вот эту «невозможность» и не могут выразить люди. Невозможность!
Страхи подпитываются обществом. «Мама у тебя одна, береги ее», «какой хороший у тебя муж, что ты без него», «папа твой чудной, но, он же старше тебя, или старый, ты не должен обращать внимания, это болезнь», и т.д. Пугая небытием. Словно, терпеть, унижать себя, жить для другого или ради него – это хорошо, маленькая плата за бытие, за то, что ты имеешь возможность жить.
В терапии это звучит в утверждениях, типа « я от него уйду, если он еще раз поднимет на меня руку, но я НЕ ХОЧУ БЫТЬ ОДНА», « мама не видит меня, когда я рядом, НО Я ЖЕ РЯДОМ, иначе ей будет невыносимо одиноко», « мы расстались, НО Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ БЕ НЕЕ»…. Это логически сломанные конструкции, их невозможно помыслить. Только степень драматизма, каждой отдельной истории приближает нас к пониманию того, насколько человек далек от своего «Я есть».